Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Сыть и гуща

Появилась утешительная новость. Хотя общий российский экспорт и уменьшился в сравнении с прошлым годом на треть (за счет снижения цены на нефть ее поставки сократились на 40%), но стремительно выросли экспортные продажи пробки и гороха.

Последнее время еда часто становится символом общественных перемен и даже, может быть, символом той или иной микроэпохи.

Была, безусловно, эпоха колбасы: «в Москву за колбасой», колбасные электрички, «что важнее, свобода или колбаса?». Теперь наступила эпоха сыра: осмеиваются пармезанские отряды западников и либералов, опечаленных потерей привозного вольного сыра. Да даже уличная шаурма — хоть на день — может стать предметом обсуждений и символом свободы.

Но я хочу напомнить о главной символической еде, о великом смысле которой вспомнила случайно.

Вы уже поняли: не весь экспорт снижается. Выросли — и значительно — экспортные продажи пробки и гороха. Особенно хорошо в рост пошел горох. Царь-горох, батюшка. Спасать пришел.

И я поняла, что

горох, древняя русская еда, способен стать и символом импортозамещения, и символом эпохи.

Ведь все в жизни, всю русскую историю, можно описать в терминах гороховедения, если бы наука такая, чрезвычайно отечеству нужная, существовала.

Первые именования гороховых похлебок — сыть и гуща. Только вслушайтесь в звук, в тон этих слов. Пленительную древность этих названий горох делит с овсом: овсяные и гороховые вары и кисели и были первой едой, основой.

Гуща — густая похлебка, особо популярная у новгородцев, которых глумливо называли гущеедами.

Сыть — это сытость, суть. Хотя так же называется и трава осока, папирус. И как несет от этих слов страшным родным очарованием битого, разоряемого и опять всегда поднимающегося мира — куща, пуща, гуща, чаща, рыбья кровь, волчья сыть, травяной мешок. Это еда, главное в которой именно насыщение, сытность, слизь, жизнь, крепость. В осажденном городе жители наполнили колодец сытью, сварив из последнего, и показали парламентерам осаждающего войска: «Сама земля кормит!»

Горох пришел — прискакал, ссыпался — из Персии, из трехтысячелетнего далека, и хочется зайтись по-бунински: ах, какая давняя, родовая, томящая красота в этой древности, длительности истории, связи.

История начинается от печки и царя Гороха.

Все в нем: и наказание, и поощрение, и тень кнута, и призрак пряника. В наказание ставили на горох, но и образ русского рая не сад, а молочные речи с кисельными берегами, и речь идет опять же о гороховом и или овсяном киселе.

Потешные петровские полки стреляют горохом, краем села Горюхина проходит в гороховой шинели Фаддей Булгарин, доносчик и ябеда (у Пушкина — сочинитель Б.), и гороховое пальто лет на сто с лишним становится символом филера и соглядатая.

Тут, конечно, соединение сильного образа с реальностью: фризовые шинели горохового цвета были популярны у мелкого чиновничества начиная с тридцатых годов позапрошлого века. Очевидно, полицейские сыщики, занимающиеся наружным наблюдением, надевали их из соображений «слиться с толпой», но, так же как «люди в одинаковых костюмах» в позднесоветское время, особенно своей незаметностью и бросались в глаза.

У Тэффи героиня путает филера с тайным воздыхателем: «Деве томно, деве странно, деве сладостно сугубо: снится ей его фигура и гороховая шуба».

Немец — «гороховая колбаса», ему русского киселя не понять.

Но гороховая колбаса, часть армейского германского пайка с мировой войны 1914 года, — первый массовый продуктовый концентрат.

Поэзия — это сладкий заглохший горох, это слезы вселенной в лопатках, это с пультов и с флейт Фигаро низвергается градом на грядку.

«Целый день в штабе сыпали горохом пишущие машинки»; человеческий горох ссыпается на пустую землю из телячьего вагона; Осип Мандельштам с женой ездит из Калинина, из ссылки, в Москву занимать денег на горох; Лидия Гинзбург поверила, что война скоро кончится, когда увидела в магазине продавщицу с обесцвеченными кудрями и в блузке в горохах.

Покой, облегчение, праздник, салат «Оливье» в чешском хрустале с зеленым венгерским горошком.

Ну и каким образом горох с такой-то историей позади мог уклониться от роли отечественной скрепы?

Да все дело в двойственности гороха.

В горохе есть двойное дно, и это очень важное двойное дно.

Вот смотрите. Как-то раз поздним вечером после целого дня выпуска стародавнего журнала — а выпускной день всегда неловкий, длинный, продувной — пошли мы с коллегой в соседнее кафе съесть горохового супа. Суп там был хороший. И всегда мы его ели именно в таких обстоятельствах — в горохе мало тонкого вкуса, быть может, но есть основательность. Он обволакивает, в его тяжести есть тепло и древнее утешение. Недаром гороховый кисель любили есть извозчики — после целого дня на холоде, на ветру. Гиляровский писал об извозчичьих трактирах, где обязательно еда была тяжелая: щековина, каленые яйца, горох.

В общем, спросили мы супа и увидели вдруг, что официант даже и оскорбился. Поджав губы, он ответил, что сегодня суп не варили и в меню «эта позиция на сегодняшний день закрыта». «Да почему? — завопили мы, — чем сегодняшний день нехорош? Горох в стране кончился?» Официант уже совершенно обиделся и звонким голосом отвечал: «Сегодня — День святого Валентина!»

Мы в ужасе оглянулись вокруг. И правда, все кафе было в пунцовых сердечках. За столиками сидели возлюбленные пары и нехорошо на нас смотрели. Низкий суп был поражен в правах по объективным причинам.

Отечественный человек, как известно, любит в празднике порядок, умиление и даже возможность растрогаться, и чтобы блеснула слеза, а смеха и карнавала не особенно любит, испытывает почтение ко всякого рода высоте.

А мы практически публично пуляли скабрезным горохом в зефирное сердце заезжего купидона.

Так я впервые столкнулась с тем двойным значением гороха, которое не дает ему стать основой и фундаментом русского смысла.

Гороховую похлебку называли веселым супом. Горох — это основа, которая снижает, травестирует саму идею основы. А в русском характере, как я уже упоминала, нет привычки смеяться над фундаментальным, наоборот, в ходу преувеличенная бережная почтительность, как если бы неловкое слово может вызвать беду или порушить порядок.

А «горох и репа животу не крепа». Не крепа, увы, и знаменитая сказка о том, как царь Горох с грибами воевал. По мнению многих и многих авторитетнейших фольклористов — аллегория, так сказать, нутряной схватки, желудочного боя, оглашаемого потешными залпами, то есть рассказ о том, что происходит с человеком, поевшим гороховой каши с грибами. Тут, говорят, бездна брутального юмора.

И оттуда же, по мнению многих исследователей, взялся термин «шут гороховый».

Шуты на скабрезных праздниках, специально наевшись гороху, оглашали….

Но тут я решительно не согласна.

Шут гороховый — важное определение, может быть, одно из самых важных в понимании народного характера.

Это не только чучело, не только гаер с трещоткой, это еще и «неправильно одетый человек», «выворотный человек», «непонятный» человек», «заумь-непонятка». «Этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в глазах (мужиков) был все-таки чем-то вроде шута горохового» (Тургенев И. «Отцы и дети»).

В народной традиции это человек, выделяющийся, но не защищенный понятной властью или силой. Он должен быть наказан осмеянием, потому что «слишком много о себе думает». Не смейся, горох, над нами (над бобами): будешь и ты под ногами.

В общем,

в реалиях сегодняшнего дня шут гороховый — это либерал.

Ну по крайней мере та общественная страта, которую последнее время принято называть именно таким образом.

Гороховый шут способен выворотить саму сыть, саму суть и потому должен быть отторгнут от мира и осмеян.

А я все думаю: горох несет в себе и основу, и насмешку над основой, скрепу, которая не крепа. И величие, и смех над величием. Как можно вырасти на таком великом продукте, но не научиться смеяться над собой? Не научились.

Пожалуй, мы самая великая, стыдливая «к низкому» и нетерпимая к «иному» нация.

Давайте больше есть гороху. Может, поможет?

Новости и материалы
Экс-глава РПЛ назвал самое памятное событие лиги в 2024 году
Стала известна дата инаугурации президента Грузии
В Харькове начали останавливать трамваи, чтобы проверить у пассажиров военные билеты
Стало известно, куда перейдет футболист, который хочет уйти из-за СВО
Во Флориде пассажирский поезд перевернул пожарную машину, есть пострадавшие
Основатель Pink Floyd призвал спасти планету
Открыты гигантские запасы водорода, способные веками снабжать энергией все человечество
Умер старейший из американцев, выживших при нападении на Перл-Харбор
Нетаньяху удалят простату из-за инфекции
Дом суперзвезды НБА ограбили
Трамп поддержал позицию Маска о выдаче виз для профессионалов
Абхазского депутата Кварчию выписали из больницы после ранения
В России утвердили правила ведения реестра работодателей с нелегальными работниками
В Приднестровье подопечных домов престарелых переселили ближе к ГРЭС
Названа причина, по которой украинцы считают свое государство врагом
Навка рассказала о популярности ледового шоу «Щелкунчик»
Индекс Мосбиржи поднялся выше 2800 пунктов
Financial Times: Трамп может принудить Украину к мирному соглашению
Все новости