В Общественной палате РФ предлагают дополнить Административный кодекс новыми статьями. За оскорбление религиозных и — отдельно — патриотических чувств члены ОП предлагают карать нарушителей штрафом до 500 тыс. руб. Осквернение «объектов, связанных с нравственно-патриотическими чувствами граждан», может обойтись еще дороже — в 5 млн руб. Скоро поправки должны добраться до Думы.
Эксперты пока не понимают, как вообще возможно выявлять «патриотические» правонарушения и измерять «глубину любви к родине», замечая, что все это в принципе противоречит юридической логике. Хотя что тут непонятного. Правоохранительные органы и без обновленного КоАП прекрасно разбираются, что сегодня патриотично, а что нет.
Так, в среду Верховный суд Карелии постановил, что две русские пословицы о законе порочат честь сотрудников МВД. Подсудными оказались поговорка «Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло» и вошедшая в фольклор фраза из Грибоедова «Законы святы, да законники лихие супостаты».
В полиции сочли эти высказывания оскорбительными, и суд с МВД согласился. Карельской газете, которая использовала пословицы в статье, необходимо опубликовать опровержение указанных сведений в течение ближайшего месяца.
Интересно, как будет звучать опровержение? «Признаем, что народная мудрость «Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло» не соответствует нынешней действительности?»
Также без всякого обновленного КоАП представители РПЦ сегодня спокойно цензурируют Пушкина. В Армавире в эти дни издан четырехтысячным тиражом новый вариант сказки Пушкина «О попе и о работнике его Балде». Автором идеи стал священник городского Свято-Троицкого собора отец Павел, который выяснил, что эту сказку Пушкина при жизни поэта не издавали. А после его смерти право на публикации получил Василий Жуковский, который заменил в сказке попа на купца (по одной из версий, он сделал это из-за церковной цензуры). В таком виде сказку издавали до 1917 года. В советское время ей вернули первоначальный текст.
Сам отец Павел говорит, что, издавая альтернативный вариант «Балды», хотел восстановить историческую справедливость и доказать, что Пушкин «не был богохульником».
Правда, если новый КоАП будет принят, в данном случае одна норма может войти в противоречие с другой. Ведь никто не будет спорить, что Пушкин — «наше все»? Но тогда цензурировать его посмертно вполне тянет на оскорбление патриотических чувств всех, кто привык читать своим детям сказку, начиная ее со слов «Жил-был поп/ толоконный лоб». С другой стороны, поэма про глупого и жадного попа страшно оскорбляет чувства некоторых священнослужителей, которые почему-то проецируют ее на себя.
В общем, чтобы никому не было обидно, штрафовать можно и тех и других.
С этой точки зрения в Общественной палате придумали действительно блестящий способ пополнить госбюджет. Потому что штрафовать за оскорбление патриотических чувств можно всех граждан поголовно хоть каждый день.
Ведь люди понимают любовь к Родине (как и любовь к Богу) по-своему. Для кого-то георгиевская ленточка на лацкане — оскорбление, а для кого-то — белая. Для кого-то Сталин — патриот, для кого-то — Сахаров. Для одних народные пословицы и поговорки — это наши русские традиции и скрепы, а для кого-то все собрание пословиц Даля — полная ересь. В какую поговорку ни ткнешь — везде намеки, а то и прямые оскорбления: «Каждый крючок ловит свой кусок», «Царские милости в боярское решето сеются» и т.д.
А если послушать, что народ про платные парковки или новые налоги говорит и какие анекдоты на кухнях травит, можно смело штрафовать каждого первого. Главное, не забыть оснастить участковых и постовых средствами аудио- и видеофиксации подобных оскорблений и достаточным количеством штрафных квитанций.
Кстати, как напоминает в своем фейсбуке депутат Госдумы Дмитрий Гудков, «все это мы уже проходили, хотя в ОП, видимо, плохо учили историю. Статья 58.10, антисоветская агитация и пропаганда. Иголка, случайно воткнутая в газету с портретом Вождя и Учителя, — 10 лет. А уж если неслучайно... Слова «чувства» вообще не должно быть в законах, ни в каком виде. Все, что не имеет ясного и точного определения, к юриспруденции не относится. Боюсь, придется опять напоминать коллегам».
Впрочем, коллеги Гудкова по Думе уже приняли в свое время закон «Об оскорблении чувств верующих», которым пытаются оправдать свои хулиганские действия некоторые православные активисты, как это было при погроме выставки Сидура в Манеже. Так отчего же не принять и «патриотические» поправки в КоАП — это ведь даже не «двушечка», а всего лишь штраф до 500 тыс.
Те же коллеги так расширили законы об экстремизме, что сегодня под них все чаще попадают люди, слишком откровенно ведущие себя в соцсетях. Так, в Екатеринбурге в эти дни по экстремистским статьям судят мать-одиночку Екатерину Вологженинову за резкие публикации «ВКонтакте», а в Твери — электрика Андрея Бубеева за репосты в той же социальной сети, где у него, кстати, находится всего 12 друзей.
И грозит им даже не штраф, а уголовное наказание.
Кстати, первой под новые штрафные санкции, если их одобрит Дума, вполне может попасть сама Общественная палата. Патриотические чувства очень многих граждан могут быть задеты осознанием того, какой бессмыслицей сегодня занимаются люди, выбранные обеспечивать серьезный и сложный диалог между властью и обществом. Особенно когда в стране есть проблемы гораздо важнее чьих-то оскорбленных чувств. Пусть даже патриотических.