Выступая на правительстве 8 декабря, глава Минпромэнерго Виктор Христенко сразу предупредил коллег-министров, что энергоотрасль срочно нуждается в огромных финансовых инвестициях, прежде всего для модернизации энергосистемы. Иначе не миновать повторения летнего энергокризиса, в результате которого была обесточена половина Москвы.
И под впечатлением от высказываний Христенко и Чубайса премьер Михаил Фрадков назвал реформирование РАО главным приоритетом на ближайшее будущее.
Однако с реформой, как следовало из дальнейшего доклада Христенко, возникли некоторые сложности.
Отрапортовав об огромных объемах проделанной работы, Христенко посетовал, что процесс реформирования РАО ЕЭС состоится лишь в конце 2008 года — позже намеченного.
В планах министерства — оставить за государством контрольный пакет в ГидроОГК и полный контроль над магистральными сетевыми компаниями и допустить обмен акций этих компаний на акции ТГК и тепло-ОГК.
«Идею озвучивал сам Чубайс еще в начале реформы, — отмечает начальник аналитического отдела ИК «Проспект» Игорь Кокорев. — Те акции магистральных сетевых компаний, которые находятся у дочерних структур РАО, в ходе реформы могут попасть в руки миноритариев дочек. Государство планирует их обменять на акции ТГК и тепло-ОГК».
«Предложение в том или ином варианте муссируется уже год, — говорит аналитик ФГ «Церих» Николай Подлевских. — Его основная цель — снизить эффект от фактически принятого решения о правах собственности на генерирующие компании. Дело в том, что до выборов 2008 года основные генерирующие мощности останутся под контролем государства.
Отсюда и балансирующее на грани реальности обещание Христенко завершить реформу к концу 2008 года. Мне более правдоподобным представляется 2009 год».
Процесс реформирования РАО ЕЭС и создание крупных генерирующих компаний позволит привлечь многомиллиардные инвестиции в отрасль, уверял Христенко. «Рыночная капитализация ОГК-5 и ТГК-3 составляет $1,5 млрд и более $2 млрд соответственно, — с гордостью отметил министр. — Каждая из таких компаний способна привлечь до полумиллиарда долларов в капитал, что позволяет дополнительно занять $100 млрд дешевых долгосрочных инвестиционных кредитов».
«Таким образом, в 2006–2007 годах можно привлечь до $5 млрд за счет дополнительной эмиссии акций 4–5 генерирующих компаний».
«Другим потенциальным источником средств для компаний может стать продажа части пакетов акций ГК с направлением вырученных средств на инвестиции в эти компании», — размышлял министр. Однако его оптимизм тут же несколько сбил глава Минэкономразвития Герман Греф, заявив, что в 2006 году может быть проведено IPO максимум трех генерирующих компаний.
Однако Анатолия Чубайса, который вышел на трибуну вслед за Христенко, перспектива получения инвестиций как-нибудь потом не устроила.
«За всеми сложностями реформирования РАО ЕЭС есть одна абсолютно масштабная и абсолютно острая проблема, которая является наиболее главной и ключевой, — заявил Чубайс. — Я имею в виду вообще совокупный объем возможностей энергетики — то есть дефицит мощностей электроэнергии. С каждым годом он будет все более и более угрожающим».
«План реформирования требует корректировки», — настаивал Чубайс. «Не сначала реформа, а потом инвестиции, а уже в процессе завершения реформы саму ее подкорректировать так, чтобы она позволила, опираясь на то, что уже сделано, запустить процесс инвестиций максимально срочно», — убеждал правительство глава РАО ЕЭС.
И масштаб проблемы, по его словам, сегодня таков, что «требует отдельного разговора на правительстве не позднее второго квартала 2006 года».
«То есть это практически национальный проект!» — потрясенно сказал Михаил Фрадков.
«У него есть одно отличие от национальных проектов, — немедленно возразил Чубайс. — У национальных проектов, если я правильно понимаю, есть возможность сделать — хорошо, если сделаем. Но здесь другая логика: если не сделаем — свет погаснет», — отрезал глава РАО.
«Значит, это супернациональный проект», — поставил точку премьер.
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты полагают, что IPO — чуть ли не единственная оставшаяся возможность для РАО привлечь средства на инвестиции. «Чубайс, может быть, немного сгущает краски, что потребность в инвестициях остро встанет до 2010 года, — считает Николай Подлевских. — Но, с другой стороны, идея с IPO является паллиативной в свете существующих политических противоречий.
Государство действительно планирует передать энергетическую отрасль в руки частных инвесторов, но чиновники опасаются неконтролируемой передачи собственности. И в этом случае IPO — чуть ли не единственный вариант продолжения реформы, полагает эксперт.
Скорее всего, в 2006 году идею примут как компромиссный вариант.
«Строить дополнительные мощности сейчас все равно некому, инвесторы просто не приходят в отрасль, — говорит начальник Игорь Кокорев. — Так что проведение IPO — просто скрытая приватизация, в результате которой деньги на развитие новых мощностей придут уже сейчас».