О планах Росэнерго объявил руководитель агентства Сергей Оганесян. По его мнению, после ликвидации в 2004 году топливных инспекций российский рынок так и не смог справиться с потоком некачественных нефтепродуктов.
«До административной реформы существовали топливные инспекции, которые контролировали качество нефтепродуктов, потом их отменили, ссылаясь на то, что рынок сам отсеет недобросовестные сбытовые организации. Но все сработало наоборот, стали гнать суррогатный бензин», — заявил чиновник. И добавил, что доля некачественного топлива на АЗС ряда регионов России, по его данным, достигает 40%.
«В связи с этим мы ставим вопрос о возвращении топливных инспекций с правом изымать лицензии у тех, кто торгует низкокачественным бензином», — угрожает руководитель Росэнерго.
Четкого плана по организации работы топливных инспекций пока нет. Но в Росэнерго уверены, что воссоздание этих органов поможет сократить объем контрафактного топлива на бензоколонках, хотя раньше топливные инспекции ощутимой пользы не приносили.
От низкого качества топлива страдают не только автомобилисты, но и производители машин. Адаптация двигателей к российским условиям может затянуть вывод новых моделей на рынок. В российском представительстве концерна Nissan «Газете.Ru» отметили, что выход давно продающихся за рубежом Nissan Murano и 350Z на рынок России задержала именно подготовка автомобилей к местным условиям. По словам пресс-секретаря Nissan Татьяны Натаровой, высокотехнологичные многоцилиндровые двигатели, устанавливаемые на эти автомобили, особенно чувствительны к качеству топлива.
Эксперты автомобильного рынка, опрошенные «Газетой.Ru», отмечают заметное падение качества бензина именно в последние два-три года. «Еще в 2001 году по Москве ездили «УАЗы» экспресс-лабораторий, — вспоминает первый заместитель гендиректора по научной работе Центрального научно-исследовательского и автомобильного и автомоторного института Геннадий Корнилов. — А качество бензина контролировалось централизованно».
Однако cпециалист напоминает, что организовать работу топливных инспекций сейчас будет намного сложнее, так как России необходимо топливо с разным октановым числом: «Сейчас по стране ездят автомобили с двигателями, соответствующими как нормам «Евро-0», так и «Евро-4», которые не могут ездить на одном и том же бензине».
В нефтяных компаниях также положительно оценили инициативу Сергея Оганесяна. «Очень правильная идея, мы ее полностью поддерживаем, — заявили в ТНК-ВР. — АЗС, торгующие некачественным бензином, дискредитируют честных продавцов. Если государство обратится к нам за помощью, то мы готовы ее предоставить в виде содействия в разработке законодательных актов, создания инспекционных служб и подготовки передвижных лабораторий».
По мнению экспертов, ситуация на рынке нефтепродуктов после реанимирования инспекций, действительно, может улучшиться. «Инициатива Росэнерго позволит приблизиться к европейским стандартам и улучшить качество топлива, — уверен эксперт Экономической экспертной группы Игорь Беляков. — Кроме того, это поможет становлению цивилизованного автомобильного рынка».
Но инициативы Росэнерго продиктованы не только стремлением к цивилизованности российского рынка бензина, предупреждают специалисты.
«Воссоздание проверок качества нефтепродуктов, скорее всего, пролоббировано крупными производителями нефтепродуктов, — предполагает аналитик «Интерфинтрейда» Ариф Зейналов. — Сейчас независимые производители благодаря низкокачественному, но более дешевому топливу занимают примерно 15% общероссийского рынка».
До упразднения топливные инспекции часто становились объектом критики за низкую эффективность работы из-за отсутствия четкой законодательной базы и высокой степени бюрократизации. К примеру, проверка с помощью минилаборатории топлива требовала подтверждения стационарной лаборатории. Торговец некачественным бензином получал время для переквалификации топлива в более низкую категорию или его полной продажи. В итоге, когда топливная инспекция возвращалась, специалисты не могли найти суррогатного топлива.
Особенно острой остается проблема коррупции, считают аналитики. «Установить жесткие требования не составит особых проблем, однако в регионах контролировать качество топлива будут служащие невысокого ранга, — предполагает Ариф Зейналов. —
Высока вероятность теневых схем. Продажа некачественного топлива так и не прекратится».
Механизм работы реанимируемых топливных инспекций чиновники пока не раскрывают. Как сообщил «Газете.Ru» эксперт, пожелавший cохранить анонимность, государству вместе с крупными нефтяными компаниями стоит создать совместные экспертные группы для проверки топлива на АЗС. «В этом случае даже при возникновении теневых отношений представители компании могут предложить некий альтернативный вариант. Можно изначально установить отношения между государством и бизнесом на условиях добровольного субсидирования компаниями службы инспекций», — заключает специалист.