Правительство РФ постоянно ужесточает проведение госзакупок, последовательно вводя запреты на товары иностранного происхождения. Под запретом уже несколько десятков видов зарубежной продукции, включая продукты питания, текстиль, обувь и вино.
Недавно Минпромторг также предложил продлить запрет на госзакупки иностранной мебели до конца 2021 года. Срок введенного в 2017 году моратория истекает 1 декабря, а такая мера призвала содействовать развитию отечественного рынка, уверены в министерстве.
В мае премьер-министр России Дмитрий Медведев запретил чиновникам закупать импортное вино, а также игристые, ликерные и фруктовые (плодовые) вина, чтобы те приобретали только отечественную продукцию.
На деле подобные решения, как правило, лоббируются отдельными компаниями и носят точечный характер, отмечают эксперты, опрошенные «Газетой.Ru».
Сами по себе они не эффективны, так как не становятся драйвером экономического роста России, что видно по замедлению темпов до 0,5% ВВП в первом квартале текущего года, отмечает директор Института стратегического анализа ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов) Игорь Николаев. «Малоразличимый» экономический рост показывает, что вреда от многочисленных запретов больше, эффекта – мало, говорит он.
Чтобы добиться «рывка» от отечественной обрабатывающей промышленности в случае с той же мебелью, важно, чтобы запрет был временным, а не вечным, отмечает заместитель директора Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов.
«Необходимо поставить сроки, в которые будет действовать запрет и дать производителям время на то, чтобы они подняли качество своей продукции», — уверен эксперт.
Даже если сейчас чиновники вынуждено будут покупать российское, остается вопрос: насколько это экономично и эффективно, поскольку в мебельном секторе производятся изделия не всегда высокого качества, отмечает Миронов, а если продукция будет некачественной, то ее придется часто обновлять, что для бюджета с экономической точки зрения невыгодно.
Сфера госзакупок – это небольшой процент, где тратятся государственные деньги, за счет которых можно поддержать некоторых производителей,
поясняет директор Института международной экономики и финансов ВАВТ Минэкономразвития Александр Кнобель. Заметного эффекта в рамках импортозамещения такие меры не вызовут, однако окажут поддержку отдельным российским производителям.
«Это эффективно на микроуровне, с точки зрения отдельно взятых производителей. А на макроуровне задача импортозамещения сейчас не декларируется как генеральная. Сейчас генеральная задача – это наращивание экспортного потенциала», — говорит Кнобель.
Тем не менее сфера госзакупок – довольно объемная. Штат чиновников большой, органов власти много, «поэтому им нужно обставляться, а обставлять чиновники любят», отмечает Николаев. он. Да и переезды будут с новой мебелью, напоминает эксперт о недавней «миграции» трех министерств в Москва-Сити. В этом контексте отечественные производители, конечно, будут импортному запрету рады.
Однако на этом пути немало рисков. Из очевидных «минусов» — ограничение конкуренции, без которой «загнивает» рыночная экономика. Это сказывается и на качестве, и на цене конечной продукции.
Импортозамещение — опасная вещь, если ее понимать буквально, соглашается Кнобель.
«Увеличения доли отечественных товаров на внутреннем рынке легко добиться путем ограничения импортных поставок. Но, скорее всего, это приведет к консервации отсталости, снижению конкурентоспособности из-за снижения конкуренции, и уж точно никак не будет способствовать развитию экспортных возможностей», — уверен Кнобель.
Задачу импортозамещения решить сложно, потому что в таких экономических условиях внутренний рынок не растет, добавляет Валерий Миронов. В настоящее время с ней успешно справились только в продовольственной и отчасти оборонной сферах, практически не удалось это сделать в сфере высоких технологий.
Запреты на импорт в госзакупках начались в 2014 году. С каждым годом власти все увереннее шагали по протекционистскому пути. Уже в 2016 году сообщалось, что под запрет при госзакупках попало 420 видов товаров иностранного происхождения.
Помимо полного запрета, существует также понятие «ограничения» допуска товаров. На данный момент в таком «черном списке» уже более 550 товаров. Как рассказали «Газете.Ru» в пресс-службе Минфина, под полный запрет к настоящему моменту попало около 288 наименований, исключая запрет на все иностранное ПО, которое регулируется отдельным постановлением. Под ограничением в госзакупках около 264 наименований, добавили в ведомстве.
Запреты действуют в различных сферах – от оборонной промышленности до текстильной и продовольственной. Один из самых первых «импортных» запретов для чиновников был введен в 2014 году. Тогда им запретили тратить бюджетные средства на иномарки, прописав в законодательстве определенные технические характеристики автомобилей, которые допускаются к госзакупкам.
Таким образом обновляя автомобильный парк чиновники могли помочь отечественному автопрому. Это было сделано на общей волне импортозамещения, которая возникла в качестве ответа России на девальвацию рубля, вызванное падением мировых цен на нефть и санкциями. В 2015 году эта мера была также расширена – тогда Медведев запретил использовать для госнужд импортную машиностроительную технику. В том же году власти ограничили госзакупки иностранных лекарств, а также медицинского оборудования из-за рубежа.
Позже запрет распространился на продовольствие.
Он коснулся госзакупок свежей и замороженной рыбной и мясной продукции, молока, масла, риса, сахара, соли. Всего в перечне было 23 наименования. При этом тогда запрет обошли фруктов и овощей, потому как именно в этом секторе доля отечественной продукции низкая.
Чуть раньше ограничительные меры были наложены и на непродовольственный сектор. Они действуют с 2014 года, тогда правительство запретило закупать из-за рубежа товары легкой промышленности. В Минпромторге уверяли, что в условиях кризиса эта мера «станет хорошим подспорьем национальной индустрии».
В «запретный» перечень госзаказа вошли импортные ковры, одежда из кожи, спецодежда, белье, меховые изделия, обувь, сумки и другое. Это был федеральный запрет, спустя два года в 2016 году этот запрет признали эффективным и его распространили на регионы. Например, Минпромторг в 2016-ом отчитывался, что после введения предыдущих ограничений доля товаров из стран Таможенного союза увеличилась с 30% до 83%. Из-под запрета во всех случаях выводятся страны ЕАЭС (Евразийского экономического союза): Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии.
Кроме того, этим летом будет отмечено пятилетие «продуктовой войны». Именно в продовольственной сфере удалось добиться наибольшего успеха в задаче по импортозамещению. В августе 2014 года страна ввела продэмбарго в отношении ЕС, США и других стран, которые ввели против Москвы санкции. Под запретом оказались мясо и мясная продукция, молоко и молочная продукция, рыба и рыбная продукция, овощи и фрукты. В прошлом году Россельхознадзор отчитался, что за три года было уничтожено 26 тысяч тонн санкционной продукции.
Об импортозамещении было модно говорить в 2014-2015 годах, напоминает Кнобель. Начиная с 2016-2017 года, от него отказались, но «слово ругательным еще не стало», иронизирует эксперт. Теперь речь идет о создании конкурентоспособных производств, ориентированных на экспорт, а не на импортозамещении как таковом.