Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ) будут объединены. Об этом в пятницу, 30 июня, сообщил министр финансов России Антон Силуанов.
«Вообще у нас есть решение, чтобы объединить все резервные фонды в один: у нас есть ФНБ, есть Резервный фонд», — сказал чиновник.
Оперативных разъяснений данной инициативы Минфин не предоставил. Как ранее сообщала «Газета.Ru», формальное решение подготовлено и вступит в силу одновременно с введением новых бюджетных правил. Поправки в Бюджетный кодекс, одобренные правительством в середине июня, закрепляют формирование резервов из нефтегазовых доходов, превышающих базовую цену в $40 за баррель нефти марки Urals в ценах 2017 года, которая будет индексироваться начиная с 2018 года на 2%.
Этим же законопроектом предлагается отказаться от действующего механизма пополнения ФНБ.
Сейчас Бюджетным кодексом предусмотрено, что в ФНБ поступают нефтегазовые доходы после того, как Резервный фонд достигнет нормативного уровня в 7% ВВП. В 2017 году закон о бюджете устанавливал его на уровне 5,8 трлн руб.
Правительственный законопроект, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме, предлагает уже в 2017 году отменить основной параметр формирования ФНБ — нормативную величину Резервного фонда.
Из Бюджетного кодекса, после утверждения бюджетных правил, будут исключены все положения, касающиеся этой самой величины, и тем самым потеряется взаимосвязь фондов.
По данным Минфина, по состоянию на 1 июня 2017 года, в Резервном фонде находилось 932,7 млрд руб. ($16,5 млрд). Объем ФНБ составил 4,192 трлн руб., что эквивалентно $74,18 млрд. Но из этой суммы «живых денег» около $48 млрд ($19,4 млрд, €20,76 млрд и £3,83 млрд), которые лежат на счетах в Банке России.
Остальные деньги из ФНБ вложены в ценные бумаги российских эмитентов, которые занимаются инфраструктурными проектами (112,63 млрд руб. и $4,11 млрд), в привилегированные акции кредитных организаций (278,99 млрд руб.).
Еще $3 млрд – это украинский долг, суд по которому идет сейчас в Лондоне. Помимо этого, на депозитах во Внешэкономбанке лежит 199,07 млрд руб. и $6,25 млрд, в ВТБ и Газпромбанке 164,43 млрд руб.
Кроме того, 300 млрд руб. зарезервированы за Внешэкономбанком на тот случай, если банк подготовит проекты, которые правительство разрешит ему финансировать. Пока таких проектов только два. Источники в правительстве рассказали, что договоренности с ВЭБом пока решено не нарушать и эти 300 млрд руб. остаются в ФНБ.
Идея объединения фондов, о которой в пятницу объявил Антон Силуанов, уже давно обсуждается в правительственных экспертных институтах.
Весной РАНХиГС в своем заключении к проекту поправок федерального бюджета на 2017–2019 годы предлагала «рассмотреть целесообразность трансформации ФНБ в фонд поддержки инфраструктурных проектов».
«При этом все находящиеся в ликвидной форме средства ФНБ переводятся в Резервный фонд, что позволит пополнить его средствами, накопленными за счет перечисления нефтегазовых доходов предыдущих лет», — уточняется в заключении академии.
ФНБ и Резервный фонд были созданы в 2008 году путем раздела Стабилизационного фонда, сформированного в бытность министром финансов Алексея Кудрина. Предполагалось, что ФНБ будет копить средства для пенсионного обеспечения будущих поколений.
Затем цели фонда были конкретизированы — правительство в кризисы 2009–2010 и 2014–2015 годов решило использовать ФНБ на инфраструктурные проекты и финансирование дефицита бюджета.
В 2016 году кабинет министров предпринял попытку сократить средства ФНБ в инфраструктурных проектах, заменив их заемным капиталом.
В частности, тогда предлагалось заместить средства в проектах «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна», «Развитие железнодорожной инфраструктуры восточной части БАМа» и «Развитие железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам северо-запада России». По информации «Газеты.Ru», сейчас Минтранс России уже подготовил проект распоряжения правительства об исключении этих проектов из перечня проектов, финансирование которых осуществляется за счет средств ФНБ.
Обсуждалось выделение средств ФНБ на проект «Строительство железной дороги Элегест – Кызыл – Курагино и угольного портового терминала на Дальнем Востоке в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва». Но пока из фонда на него деньги не выделялись. При этом инициатором проекта прорабатывается вопрос о его реализации в рамках концессионного соглашения без привлечения средств ФНБ, рассказали «Газете.Ru» два источника в правительстве.
Окончательно баланс перераспределения средств ФНБ станет понятен в конце года после проведения контрольных проверок Счетной палатой, но уже сейчас понятно, что в ФНБ остаются наиболее рискованные активы вроде украинских облигаций на $3 млрд.
В то же время Минфин уже планирует пополнять Резервный фонд новыми накоплениями. В четверг, 29 июня, на заседании правительства, где рассматривались основные характеристики бюджета на 2018–2020 годы, Антон Силуанов сообщил, что в следующем году траты Резервного фонда сократятся вдвое по сравнению с годом текущим.
«Начиная с 2019 года мы полностью отказываемся от использования средств резервных фондов – финансируем дефицит бюджета исключительно за счет внутренних источников заимствований и небольших внешних источников», – сказал глава Минфина.
Пока предполагается полностью потратить средства Резервного фонда на финансирование дефицита бюджета в этом году. Но уже в 2018 году он должен получить 623 млрд руб. в соответствии с новым бюджетным правилом. К ним и будет добавлено примерно 2,5–2,8 трлн руб. «живых денег» из ФНБ.
Поскольку бюджет пока формируется без «оглядки» на президентские выборы 2018 года и не предусматривает никаких расходов на реформы или предвыборные обязательства, обновленный фонд активов правительства станет завидной приманкой для бюджетных лоббистов.