Минфин предложил правительству утвердить расходы в 2018 году на уровне 16,222 трлн руб. Доходы в следующем году составят 14,659 трлн руб. Дефицит оценивается в 1,563 трлн руб. Об обсуждаемых параметрах федерального бюджета на предстоящую трехлетку рассказали «Газете.Ru» три федеральных чиновника, знакомых с ходом их подготовки.
Расходы в 2018 году будут ниже, чем сейчас. В этом году расходы запланированы на уровне 16,603 трлн, а дефицит составит 1,924 трлн руб.
В последующие два года расходы сильно не меняются: в 2019 году они составят 16,194 трлн руб., а в 2020-м — 16,925 трлн руб. Зато бюджетный дефицит после 2018 года сокращается. В 2019 году он запланирован на уровне 868,7 млрд руб., а в 2020-м — 871,2 млрд руб.
Главная особенность бюджетной политики — не создавать поводов для новых расходов. На 2018 и 2019 годы предлагается отменить даже традиционное вычленение в бюджете «условно утвержденных» расходов.
Условно утвержденные расходы в размере 423,1 млрд руб. можно будет разделить лишь в 2020 году. Такую конструкцию бюджета министр финансов РФ Антон Силуанов анонсировал еще 19 июня. Тогда он предупреждал, что Минфин собирается сохранить запланированный номинальный объем расходов бюджета на 2018 год.
Предупреждал министр и о том, что объем доходов во многом будет определяться размером дивидендов от госкомпаний. В этом году отстоять получение дивидендов в запланированном объеме Минфину не удалось. Антон Силуанов говорил также, что дефицит бюджета на следующий год составит, как и планировалось ранее, около 2% ВВП.
Основные характеристики в Белом доме утрясали всю эту неделю. В понедельник премьер-министр Дмитрий Медведев проводил бюджетное совещание, а в среду — заседание правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.
В четверг, 29 июня, правительство вместе с бюджетными характеристиками рассматривает сценарные условия основных параметров прогноза социально-экономического развития, а также бюджеты внебюджетных фондов — Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования.
Минэкономразвития в понедельник предложило правительству макропрогноз пока не менять, сохранив его характеристики на апрельском уровне. В ведомстве по-прежнему исходят из того, что по базовому варианту в 2018 году цена нефти будет стоить $40,8 за баррель, а доллар — 69,8 руб.
В среду на совещании по макропрогнозу премьер Дмитрий Медведев также сообщил, что «с подходом к сценарным условиям мы определились еще в середине апреля. Работать мы продолжим на его основе».
Он рекомендовал членам правительства «подходить ко всем нашим решениям предельно прагматично, никаких завышенных ожиданий быть не должно в силу понятных причин, даже несмотря на то, что в начале года цены на нефть держались чуть выше, чем планировалось».
Свой прагматизм Дмитрий Медведев объяснял только тем, что «сырьевой рынок остается весьма нестабильным, это видно по колебаниям цен, которые были зафиксированы на прошлой и позапрошлой неделе». А также сохранением «других негативных факторов»: усиленных санкций и ограничений по доступу на рынки капиталов.
Источники «Газеты.Ru» рассказали, что предлагаемые бюджетные проектировки и базовый вариант макропрогноза не позволяют определить ни масштабы предвыборных обещаний, ни размеры реформ. По их словам, в материалах правительства нет никаких указаний на мероприятия плана действий правительства до 2025 года. Этот план Дмитрий Медведев представил президенту Владимиру Путину еще 19 мая, но его детали правительством не раскрываются до сих пор.
Нет в бюджетных проектировках и указаний на какие-либо изменения налоговой системы или пенсионную реформу. Наоборот, проект бюджета Пенсионного фонда, с которым удалось ознакомиться «Газете.Ru», рассчитан исходя из принципа неизменности действующих правил.
«Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2018–2019 годы определено в условиях действующего законодательства исходя из тарифа страхового взноса в размере 22% с сумм до предельной величины базы и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов», — говорится в материалах Минтруда. Более того, в Минтруда рассчитывают на то, что «на 2020 год указанные тарифы страховых взносов сохранены».
По бюджетным проектировкам невозможно проследить за тем, как повлияют на бюджетные расходы и обсуждаемые с прошлого года в Белом доме приоритетные проекты. Лимиты по госпрограммам распределены без учета пяти пилотных проектов, которые правительство собиралось запустить со следующего года, и представлены в традиционной форме.
Всего расходы по госпрограммам в следующем году предлагается определить на уровне 8,965 трлн руб. В 2019 и 2020 годах они чуть сократятся, до 8,661 трлн и 8,840 трлн руб.
Отдельно Минтруда предлагает правительству еще раз продлить мораторий на перечисление накопительной части пенсионных страховых взносов на всю предстоящую трехлетку.
Отметим, что трансферт из федерального бюджета в ПФР все три года практически не меняется и составит в 2018 году чуть более 3,5 трлн руб., а в 2019–2020 годах — 3,6 трлн и 3,7 трлн руб. соответственно.
Неизменность трансферта — дополнительное свидетельство того, что экономический блок правительства так и не смог договориться с социальным блоком правительства не только по формуле налоговой реформы, но и по пенсионному возрасту.
Кроме того, Минздрав продолжает настаивать на том, что полное выполнение майских, 2012 года, указов президента по повышению зарплат врачей и медицинского персонала потребует больших расходов.
Расходы на зарплаты увеличиваются на 432,9 млрд руб. к 2020 году. При этом Фонд медицинского страхования, за счет которого и происходит повышение зарплат врачей, уже в 2018 году оказывается дефицитным за счет пониженных тарифов страховых взносов для отдельных плательщиков.
Собеседники «Газеты.Ru» в правительстве отмечают, что основные параметры бюджета, которые предлагается зафиксировать в июне, скорее всего, не продержатся и до сентября.
В правительстве по-прежнему продолжают ждать «политического решения» по всем возможным реформам, фактически делегировав свои полномочия в Кремль. Там, в свою очередь, пока даже не создан предвыборный штаб.
Подготовка всех программных экономических документов, прежде всего «Основных направлений бюджетной политики» и «Основных направлений налоговой политики», перенесена Белым домом на осень. К их обсуждению еще даже не приступали, но именно они должны определить правила на ближайшую трехлетку и не только. Только после того, как Белый дом сможет определиться с бюджетной политикой, нынешние проектировки потеряют свою актуальность.