Китай представил свой пассажирский самолет C919 в Шанхае. Предполагается, что новый лайнер будет конкурировать на авиастроительном рынке с моделями самолетов от Airbus и Boeing. C919 является одной из нескольких инициатив, выдвинутых правящей Коммунистической партией Китая с целью вывести страну в лидеры высоких технологий, в том числе в области авиации.
Двухдвигательный узкофюзеляжный самолет C919, созданный государственной китайской авиастроительной корпорацией COMAC (Commercial Aircraft Corporation of China), способен вместить до 168 пассажиров и выполнять полеты на расстояния до 5555 км.
Создание китайского пассажирского лайнера началось в 2008 году. Первый полет планировалось осуществить еще в 2014 году, но из-за задержек в разработке и производстве сроки были сдвинуты на 2016 год. Коммерческая эксплуатация, как ожидается, начнется не ранее 2019 года.
Это вторая попытка Китая выйти на авиастроительный рынок.
Предыдущий среднемагистральный пассажирский лайнер, построенный в Китае, Shanghai Y-10, совершил первый полет в 1980 году, но не пошел в серийное производство из-за отсутствия спроса и в связи с тем, что производитель Shanghai Y-10 Шанхайский авиастроительный завод (SAMF) получил лицензию на сборку McDonnell Douglas MD-80 и отказался продвигать проект собственного лайнера.
Нынешний китайский самолет C919 во многом состоит из продукции иностранных поставщиков, мировых лидеров в создании авиастроительных комплектующих. Так, двигатели для C919 поставляет франко-американское совместное предприятие CFM International, а силовую установку и шасси — американская Honeywell. В списке других некитайских поставщиков комплектующих для C919 также значатся Rockwell Collins и Hamilton Sunstrand.
Китай является одним из крупнейших авиационных рынков, а в ближайшие 20 лет Азиатско-Тихоокеанский регион станет лидером по покупкам новых самолетов, считают аналитики Airbus и Boeing.
Общий спрос китайских авиакомпаний на 6300 лайнеров в течение ближайших двух десятилетий составит 5580 самолетов общей стоимостью $950 млрд, согласно последнему прогнозу от Boeing.
«Китай станет крупнейшим в мире авиационным рынком в течение следующих десяти лет, а Азиатский регион и развивающиеся рынки выступят катализатором устойчивого роста воздушного движения», — заявил операционный директор Airbus Джон Лихи. По мнению Airbus, коммерческий пассажирооборот Азиатско-Тихоокеанского региона к 2034 году вырастет с текущих 29 до 36% от общемирового объема.
Но в настоящее время на китайском рынке существует дуополия двух крупнейших мировых поставщиков пассажирских лайнеров — американской корпорации Boeing и европейского концерна Airbus. Проект создания собственного пассажирского самолета во многом ставит перед собой цель развернуть денежные потоки внутрь страны. Делать это вынуждает текущая экономическая конъюнктура: рост ВВП в Китае продолжает замедляться. По итогам 2015 года он уменьшится до 7%, это минимальный показатель экономического роста страны за последние шесть лет. При этом по прогнозам Международного валютного фонда, рост ВВП в 2016 году продолжит замедляться, и показатель упадет до 6,3%. Поэтому заполнить китайские промышленные предприятия является одной из главных задач текущего китайского правительства.
По данным COMAC, уже получены заказы на 517 самолетов C919 от 21 заказчика, в основном от китайских компаний.
Есть и один иностранный заказчик — это GE Capital Aviation Services (GECAS), американо-ирландская лизинговая компания, одна из крупнейших в мире. Компания рассчитывает продать 2000 таких самолетов в ближайшие 20 лет, положив тем самым конец дуополии Boeing и Airbus.
Однако препятствием на пути к достижению этой цели является отсутствие сертификации со стороны международных институтов. Для вывода C919 на мировой рынок необходимы разрешительные документы и от Европейского агентства авиационной безопасности EASA, и от американского Федерального управления гражданской авиации FAA. Процесс получения сертификатов займет несколько лет, так что в ближайшие пять лет вряд ли C919 сможет составить существенную конкуренцию Airbus и Boeing.