Как сообщил «Газете.Ru» источник, близкий к Пробизнесбанку, в понедельник, 21 сентября, начались масштабные проверки всех движений по счетам банка, которые происходили 10–11 августа. Другой источник, близкий к временной администрации банка, подтвердил эту информацию.
Напомним, что банк был отключен от системы БЭСП (банковских электронных срочных платежей) 7 августа. Обычно такие отключения перед отзывом лицензии бывают необратимыми и двусторонними – система не работает ни на «вход», ни на «выход». Однако случай с Пробизнесбанком стал уникальным.
Во-первых, входящие платежи продолжали работать, заблокированы были только исходящие. Таким образом, на счетах скопились средства, дальнейшая судьба которых неизвестна. Во-вторых, 10 августа БЭСП внезапно заработали снова. В этот день, как сообщили «Ведомости», был совершен платеж по банковской гарантии в пользу банка «Российский капитал» на 602 млн руб. Тем самым была нарушена очередь кредиторов, картотека фактически не формировалась, поскольку в процесс вмешался человеческий фактор.
По словам одного из источников, текущая проверка призвана выявить все проводки, которые были осуществлены накануне отзыва лицензии, и определить, были ли выведены в этот период в том числе и средства собственников банка. И не только они.
В субботу, 19 сентября, на пикет на Трубной площади вышли бизнесмены, чьи деньги зависли на счетах в Пробизнесбанке. Главный вопрос, на решении которого настаивают предприниматели, — кто и почему оставил возможность для осуществления входящих платежей при наличии запрета на исходящие в период с 7 по 12 августа, а также почему этот запрет распространялся не на всех.
«Платежи некоторых моих знакомых уходили, а мои не ушли. Хочу узнать — откуда такая избирательность? Кто ее осуществлял? Чем руководствовалось АСВ?» — возмущается в своем видеообращении один из участников пикета на Трубной бизнесмен Роман.
Предприниматель также утверждает, что сделал платеж 7 августа в отделении банка, еще не зная, что банк отключен от БЭСП. А когда он снова смог воспользоваться банк-клиентом, все платежи его фирмы оказались «перебиты» 13-м числом (то есть числом, следующим за днем отзыва лицензии).
Нынешняя проверка, кроме всего прочего, может помочь установить факты деятельности так называемых «решал», которые за откаты предлагают клиентам Пробизнесбанка вывести их средства со счетов.
Такую схему предлагали и исполнительному директору благотворительной организации «Клуб волонтеров» Дарье Манаковой. На счету клуба в Пробизнесбанке зависло около миллиона рублей, собранных на нужды детей-сирот. По закону некоммерческие организации, точно так же, как и прочие юрлица, становятся кредиторами третьей очереди. Вопрос о банкротстве «Пробизнеса» будет решаться в суде в конце октября. Затем последует распродажа имущества. И только потом средства начнут возвращаться к кредиторам в порядке общей очереди.
«Решалы» предлагали Дарье «ускорить процесс» и вывести из банка около половины средств, оставшихся на счету. Однако Манакова отказалась: «Мы не хотим рисковать. Все-таки все средства, которые у нас были, это средства жертвователей, наших спонсоров. И если мы окажемся замешанными в какой-то некрасивой истории, это сильно ударит по нашей репутации, и в дальнейшем нам просто не будут люди доверять».
Как говорит председатель коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» адвокат Евгений Корчаго, такая «помощь», во-первых, невозможна, а во-вторых — незаконна и не предусмотрена никакими механизмами.
«Когда АСВ начинает просматривать базу банка в электронном виде, то подобные схемы очень быстро раскрываются, — говорит Корчаго. — Даже если какие-то платежи были незаконно произведены, то в рамках судебной процедуры эти деньги будут обратно взысканы с таких шустрых вкладчиков».
То же, по словам Корчаго, относится и к «торговле очередностью». Если банк произвел погашение кому-то с нарушением правил очередности, то АСВ в тот момент, когда все платежи будут проверяться (а это обязательная процедура), в рамках процесса банкротства в арбитражном суде предъявит требование о взыскании этих денежных средств. Следовательно, все деньги, выплаченные с нарушением установленных процедур, будут взысканы обратно в конкурсную массу.
Один из бизнесменов, имеющий счет в Пробизнесбанке, рассказал «Газете.Ru», что получил предложение о фактической продаже своего права требования за половину объема имеющихся на счету средств +3% «решале» за участие. В письме (имеется в распоряжении «Газеты.Ru») предпринимателю предлагается прийти в оговоренное отделение одного из небольших банков из топа-300, открыть в нем счет, передать требование банку, заложить оговоренную сумму в банковскую ячейку и ждать от 20 до 60 дней, в течение которых он получит 50% своих средств.
По словам главного научного сотрудника Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Ивана Соловьева, эту схему нельзя назвать мошеннической, поскольку юридическое лицо добровольно соглашается продать свое право требования третьей стороне.
Однако в банке, указанном в письме «решалой», от этой схемы все равно открестились. Хотя в приватном разговоре предправления признался, что уверен в том, что в этой истории замешан кто-то из менеджмента низового звена. Тем более что накануне в коллектив влилось сразу несколько бывших сотрудников Пробизнесбанка, у которых могли быть контакты клиентов.
«Банк могли использовать и «втемную», — говорит топ-менеджер. — Но на практике в 90% случаев оказывается, что в схеме задействован кто-то из сотрудников банка. Наша служба безопасности займется этим вопросом».
По словам Соловьева, подобную деятельность не афишируют из-за того, что участвуют в ней, как правило, инсайдеры, имеющие точное представление о финансовом состоянии банка:
«Если бы все в Пробизнесбанке было плохо и не было бы никакой надежды, никто бы не занимался покупкой прав требований у кредиторов. Ибо это было бы невыгодно. Значит, имеется какой-то инсайд, который позволяет этим «решалам» быть уверенными, что они свою прибыль с предприятия рано или поздно получат».
Тем временем размер «дыры» на балансе Пробизнесбанка до сих пор четко не определен. Сначала зампред ЦБ Михаил Сухов называл сумму в 67 млрд, спустя некоторое время она выросла до 87 млрд. А по итогам прошедших выходных, со слов того же Сухова, оказалась уже размером в 40 млрд. Так что истинный размер бедствия (как и объем активов, который может поступить в конкурсную массу) на сегодняшний день широкой общественности неизвестен.
На момент опубликования заметки АСВ комментариев не предоставило.