Самолеты Sukhoi Superjet-100 (SSJ-100), покрашенные в ливрею авиакомпании «ЮТэйр», перекрашены и переданы новому авиаперевозчику, сообщили «Газете.Ru» два источника, знакомых со сделкой. По информации от одного источника, новый эксплуатант SSJ-100 уже получил все самолеты, предназначавшиеся ранее для «ЮТэйр». По информации другого источника, переданы не все самолеты: контракт на поставку последних из них был заключен с одной из лизинговых компаний в рамках международного авиасалона МАКС. Оба источника отказались сообщить название авиаперевозчика, который принял в свой авиапарк данные ВС.
Речь идет о шести самолетах SSJ-100 Long Range/LR (на 103 кресла), о закупке которых «ЮТэйр», «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) и «ВЭБ-лизинг» договорились еще в 2013 году в рамках МАКС.
Учитывая, что каталожная стоимость SSJ-100 составляет $36 млн, общая сумма сделки могла достигать $216 млн. Покраска первого SSJ-100 в ливрею «ЮТэйр-Экспресс» (дочерняя компания «ЮТэйр») завершилась еще в мае 2014 года. Как сообщал в конце января президент ОАК Юрий Слюсарь, все шесть самолетов для «ЮТэйр», покрашенных в их ливрею, находятся в Жуковском. Поставка самолетов авиакомпании была заморожена из-за финансовых проблем перевозчика.
Тем не менее контракт между ГСС, «ЮТэйр» и «ВЭБ лизингом» не расторгается, и в случае улучшения финансового положения авиаперевозчика и интереса с его стороны «ЮТэйр» сможет получить самолеты по мере их производства.
Представитель ГСС отказался от комментариев. В пресс-службе «ЮТэйр» не подтвердили и не опровергли информацию, сообщив, что «находятся в процессе переговоров с производителем самолетов».
Финансовые трудности настигли авиакомпанию в прошлом году из-за сложностей с кредитованием и обесцениванием рубля. В июле 2014 года «ЮТэйр» объявила о масштабной оптимизации бизнеса под названием «Импульс». Программа сокращения издержек подразумевает отказ от неприбыльных маршрутов, сокращение персонала и флота, уменьшение времени обслуживания пассажиров, сокращение расходов на питание на борту.
Из авиапарка перевозчик вывел около трети самолетов: по данным на конец августа, авиапарк «ЮТэйр» состоит из 77 самолетов.
Сокращение авиапарка привело и к уменьшению количества рейсов и перевезенных пассажиров. С января по июль 2015 года «ЮТэйр» перевезла на 38,9% меньше авиапассажиров, чем за аналогичный период прошлого года: 3,136 млн человек против 5,136 млн в 2014 году.
По итогам первого квартала текущего года «ЮТэйр» получила убыток в размере 3,5 млрд руб. против прибыли годом ранее, говорится в финансовом отчете авиакомпании по РСБУ. Выручка «ЮТэйр» составила 21,98 млрд руб., что на 33% ниже прошлогоднего показателя.
В начале года «ЮТэйр» подала в Минэкономразвития заявку на получение госгарантий. В апреле межведомственная комиссия при МЭР одобрила предоставление авиакомпании госгарантий в размере 19,2 млрд руб. Но предстояло получить еще окончательное решение от правительственной комиссии под председательством первого вице-премьера Игоря Шувалова, поскольку сумма госгарантий превышает 5 млрд руб. В июне гендиректор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов сообщил РИА «Новости», что перевозчик в ближайшее время представит в правительство скорректированную заявку о финансовой помощи, в которой сумма будет сокращена до 9 млрд руб. До сих пор окончательного одобрения от правительства не получено.
Как заявил 26 августа глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, «ЮТэйр» не получает госгарантии из-за отсутствия договоренностей между кредиторами. «Там неурегулированная ситуация с кредиторами — не все компании присоединились к проекту оздоровления. В этой ситуации нельзя выделять гарантии», — заявил министр Алексей Улюкаев «Интерфаксу».