Цена нефти в следующем году составит $50–60 за баррель. Такой прогноз сделал в среду глава Сбербанка, бывший министр экономического развития РФ Герман Греф. По его словам, Сбербанк не разделяет пессимистических ожиданий по поводу возможного снижения цен до уровня $20–40, но «очевидно, что цена не будет очень высокой».
Североморская нефть марки Brent (именно к ней привязана цена российской Urals) на сегодня стоит $43,16. Снижаться цены начали в июле прошлого года, тогда котировки находились на уровне $110. Первое «дно» было достигнуто в январе, когда стоимость барреля снизилась до $48,5. В дальнейшем цены начали расти и ко второй декаде мая достигли $66,9, после чего опять пошли вниз.
Нынешние цены — самые низкие с кризисного 2009 года.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев в понедельник говорил, что в текущем году средняя цена барреля составит $52, в 2016 году будет $55, а в 2017–2018 годах — $60. При этом он не исключил, что в краткосрочной перспективе цена на нефть может снизиться ниже $40, но через несколько месяцев стоимость барреля вновь поднимется к уровню «пятьдесят с небольшим».
Крупнейший производитель нефти в Западной Европе Норвегия также считает, что нефтяные котировки недолго продержатся на нынешнем уровне. Норвежский министр нефти и энергетики Торд Лиен в интервью Bloomberg говорил, что $40 за баррель — цена неустойчивая в средне- и долгосрочной перспективе. По его словам, образовались избыточные мощности по добыче и поставкам, и при текущих ценах на нефть поставки будут снижаться.
А вот президент Казахстана Нурсултан Назарбаев неделю назад предупреждал о том, что нужно готовиться к ценам $30–40 за баррель.
Лидер еще одной нефтяной страны, Венесуэлы, Николас Мадуро в среду заявил, что цена венесуэльской нефти может упасть до $30 за баррель (она уже сейчас стоит $35). Но у Венесуэлы ситуация особая. «У нее была легкая нефть и тяжелая (высоковязкая) нефть, — рассказывает партнер Rusenergy Михаил Крутихин. — Венесуэла неосторожно исчерпала запасы легкой нефти, и теперь ей нечем разбавлять тяжелую, которую из-за этого сложно продавать».
По словам Крутихина, цена экспорта венесуэльской нефти может упасть и до $20 за баррель. Николас Мадуро выразил надежду на то, что ОПЕК и России удастся добиться стабилизации цен.
«Очевидно, венесуэльский лидер рассчитывает, что из-за низких цен Россия и члены Организации стран — экспортеров нефти договорятся о снижении добычи, — комментирует завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. — Однако ждать этого преждевременно».
По данным ЦДУ ТЭК, Россия только в июле увеличила добычу нефти на 2,4%, до 45,033 млн тонн. Всего же за семь месяцев 2015 года производство нефти в РФ выросло на 1,4% и составило 309,245 млн тонн.
ОПЕК же традиционно не соблюдает собственные квоты на добычу, добывая более 31,5 млн баррелей в день, вместо регламентированных 30 млн баррелей. Лидер картеля Саудовская Аравия довела производство нефти до исторических максимумов — в июне СА добывала 10,564 млн баррелей в день.
С другой стороны, оказалось, что Иран, который буквально на днях заявлял о наращивании добычи и экспорта вне зависимости от цен на нефть, из-за рухнувших котировок в 2015 году почти полностью прекратил инвестиции в нефтяную отрасль.
Как сообщает Bloomberg со ссылкой на иранского министра нефти Биджана Намдара Зангане, если в 2011–2012 годах в нефтянку вкладывалось около $40 млрд, то в прошлом году инвестиции составили лишь $6 млрд.
Ранее Иран обещал выпустить на мировой рынок 500 тыс. баррелей в день сразу после отмены санкций Запада, ограничивающих экспорт иранской нефти, а затем, нарастив добычу, увеличить поставки еще на 500 тыс. баррелей в сутки. Учитывая, что ежесуточный переизбыток предложения нефти сейчас составляет порядка 3 млн баррелей, выход дополнительной нефти из Ирана, как ранее прогнозировали эксперты, может обрушить котировки еще на $10 за баррель.
По словам Сергея Агибалова, в сложившейся ситуации единственным драйвером для нефтяных цен может стать сокращение добычи в США, где из-за низкой стоимости барреля закрываются высокозатратные проекты. «Цена в $40 не устраивает никого», — отмечает эксперт.
Михаил Крутихин прогнозирует, что, учитывая превалирование предложения на нефтяном рынке, в ближайшие два года средняя цена барреля будет в районе $45.
«Но возможны прыжки в диапазоне $20–60, — предупреждает эксперт. — Однако это будет объясняться влиянием кратковременных факторов и нервозностью рынка».