Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предупредил правительство республики о необходимости ведения новой экономической политики с учетом конъюнктуры на нефтяном рынке.
По словам Назарбаева, нужно адаптироваться к ценам в $30–40 за баррель. При этом низкие цены на нефть (а также металлы) могут сохраниться в перспективе до пяти лет.
Казахстан — крупный производитель и экспортер нефти — крайне зависим от нефтяных цен. В феврале казахстанский министр энергетики Владимир Школьник говорил, что по итогам 2014 года было добыто около 81 млн тонн нефти и конденсата, причем большая часть этих объемов (62 млн тонн) была направлена за рубеж. Доходы от нефтегазовой отрасли составляют более 40% бюджета Казахстана.
При этом добыча нефти в республике уже не первый год снижается, хотя и незначительными темпами. Ранее Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) прогнозировала, что в 2015 году она уменьшится на 10 тыс. баррелей в сутки и составит около 1,61 млн баррелей. В 2014 году суточное производство нефти в Казахстане по сравнению с предшествующим годом упало на 20 тыс. баррелей (до 1,62 млн баррелей).
На 19.30 мск цена североморской нефти марки Brent, одного из основных мировых бенчмарков (именно к цене Brent привязана стоимость российской нефти Urals), упала до $47,16 за баррель (-2,76%).
«Тренд к снижению сохраняется, — комментирует партнер Rusenergy Михаил Крутихин. — С рывками, небольшими откатами, но цена барреля последовательно идет вниз». По словам Крутихина, в перспективе ближайших двух лет средняя цена должна установиться примерно на уровне $45, но возможны проседания до $35–40.
На таких уровнях нефть была в кризисные 2008–2009 годы — к концу 2008 года баррель упал до $33. По словам Крутихина, основной причиной падения нефтяных котировок является превалирование на мировом рынке предложения над спросом. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), опубликованным в последнем ежемесячном отчете, оно превысило спрос на 3,3 млн баррелей в сутки и достигло 96,53 млн баррелей. Это самый высокий уровень за последние 17 лет.
При этом на рынок еще не вышли дополнительные объемы нефти из Ирана, который, после снятия санкций, может дать еще не менее 1 млн баррелей в день, что еще больше ударит по ценам.
Для России низкие цены на нефть означают в первую очередь резкое снижение бюджетных доходов. В прошлом году более половины бюджета (7,48 трлн руб. из 14,328 трлн руб.) обеспечили нефтегазовые компании, причем 90% нефтегазовых доходов дала именно «нефтянка». Только «Роснефть» перечислила в бюджет более 3 трлн руб. Крупнейшая в России частная нефтяная компания «ЛУКойл» заплатила 1,2 трлн руб.
Однако теперь поступления от нефтяников могут резко сократиться. В июле Минфин прогнозировал, что доходы федерального бюджета в текущем году составят 13 трлн руб., из них нефтегазовые поступления — 5,9 трлн руб. Таким образом, общее снижение доходов составит около 10%. При таких доходах дефицит бюджета будет на уровне примерно 3%.
«Низкие цены угрожают в первую очередь бюджету и платежному балансу России, — комментирует главный экономист банка Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. — Но есть и другие угрозы».
По словам Лисоволика, еще одна опасность низких цен на нефть заключается в том, что из-за них снижается качество общей экономической политики, которая становится в меньшей степени ориентированной на долгосрочную перспективу, сосредоточившись на краткосрочных трендах.
«Чем ниже цена барреля — тем больше давления на действующие правила экономической политики, которые из-за падения котировок могут меняться, — поясняет эксперт. — Нет уверенности, что не будет изменено действующее монетарное правило или что правительство не откажется от бюджетного правила».
Монетарное правило подразумевает, что процент ежегодного роста денежной массы в обращении должен соответствовать темпам роста реального валового национального продукта. Бюджетное правило определяет максимальный уровень расходов бюджета в зависимости от цен на нефть.