За час до начала годового собрания акционеров Сбербанка на первом этаже главного офиса на улице Вавилова около фирменных стоек выстроилась вся команда топ-менеджеров кредитной организации. Чтобы пообщаться с акционерами. Утренние акционеры были вялыми и малолюбопытными, поэтому топ-менеджерам пришлось опять общаться с журналистами.
Интерес вызвал Александр Торбахов, зампредправления, отвечающий за жилищное кредитование, — ему адресовали вопросы о валютной ипотеке. «Мы этим давно не занимаемся, еще с 2008 года, у нас очень маленький валютный ипотечный портфель — всего на 7 млрд руб., и мы вряд ли когда-либо вернемся к этому вопросу, потому что считаем: нельзя перекладывать на клиентов валютные риски, это неправильно», — заметил Торбахов «Газете.Ru»
Но больше всего журналистов, как обычно, собрал общительный Максим Полетаев, отвечающий за корпоративный, розничный и территориальный блоки Сбербанка. Его, как всегда, спрашивали о том, как продвигается тяжба с «Мечелом». Полетаев, как всегда, сделал вид, что разбирательство ему смертельно надоело, и, как всегда, добавил сакраментальную фразу: «Ну, о чем вы будете меня спрашивать, когда «Мечел» закончится?» На этом неформальное общение завершилось, и ровно в 10 часов по московскому времени подали главное блюдо дня — годовое собрание акционеров Сбербанка.
Собрание открылось выступлением Сергея Игнатьева, председателя наблюдательного совета кредитной организации, который рассказал о повестке дня. На обсуждение акционеров было вынесено 12 вопросов разной степени важности, среди которых можно было выделить два основных пункта:
продление полномочий Грефа и утверждение самых низких дивидендов за последние 13 лет — 3,5% чистой прибыли.
Для сравнения: в 2010 году банк выплатил акционерам 11,6%, в 2011-м — 15%, в 2012-м — 16,9%, в 2013-м — 20%.
Интрига заключалась в том, что глава Сбербанка, предложивший снизить дивиденды, был уверен, что его поддержат.
«Для нас критически важно поддержать достаточность капитала первого уровня и по российским стандартам, и по международным. И это намного важнее, чем все остальное. Мы отвечаем за долгосрочный тренд, — отметил Греф.
— Банк не хочет залезать в карман государства для пополнения капитала или размывать доли акционеров».
По его словам, часто жизнеспособность приносится в жертву краткосрочной эффективности, но это ложный выбор. «Мы пришли к выводу, что придется поступиться определенными завоеваниями, в том числе той планкой — 20% чистой прибыли, которая была достигнута по итогам 2013 года, для того чтобы банк обеспечил себе устойчивое развитие», — поддержал Грефа Антон Данилов-Данильян, председатель комитета по взаимодействию с миноритарными акционерами, сославшись на влияние внешних факторов, которые заставили банк принять это непростое решение.
По прогнозу Грефа, в следующем году банк сможет вернуться к нормализованной выплате дивидендов в размере 20% от чистой прибыли.
Оппозиционер, акционер банка и член комитета миноритарных акционеров Алексей Навальный был недоволен снижением дивидендов, но отметил, что это не вина руководства.
«Я же не могу требовать от Грефа, чтобы он остановил войну или поменял экономическое состояние страны», — заметил Навальный.
По словам Грефа, санкции заставили Сбербанк не только снизить дивиденды и пересмотреть внутрироссийскую стратегию, но и поменять приоритеты в развитии деятельности за границей.
«Наша позиция заключается в том, чтобы разобраться с существующим бизнесом и переформатировать его, в том числе уточнить бизнес-модель в Европе, с тем, чтобы оставаться профитабильными, несмотря на всевозможный набор санкций. Пока ситуация такая, какая она есть, мы, конечно, не планируем никакую дополнительную деятельность, дополнительную активность за рубежом», — пояснил глава крупнейшего российского банка.
Разочарование от снижения дивидендов смягчил запах свежей выпечки, который окутал акционеров в момент традиционного видеозвонка. Герман Греф решил лично проверить работу питерской булочной, получившей кредит от Сбербанка. Он заказал торт за 1500 рублей, с доставкой на Петербургский экономический форум. «Мы там с целой командой будем работать и забежим к вам», — пообещал Греф. Потом расплатился карточкой Сбербанка через мобильное приложение.