Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Мистраль» заменят «Носорогами»

Россия может заменить «Мистрали» своими «Носорогами»

Россия может заменить французские вертолетоносцы класса «Мистраль» собственными десантными кораблями «Носорог», которые уже 15 лет стоят в резерве. «Носороги» уступают по многим параметрам «Мистралям», впрочем, французские вертолетоносцы всегда воспринимались скорее как роскошь, чем необходимость для российской армии. Франция же из-за простоя двух «Мистралей» ежемесячно теряет €3 млн, расторжение контракта обойдется в €2–5 млрд.

Конфликт вокруг вертолетоносцев типа «Мистраль» перешел в новую стадию. Теперь Россия ищет не только способы вернуть деньги, но уже изучает возможности замены отсутствующих вертолетоносцев в своем военном флоте. Временную замену французским «Мистралям» нашли в резерве 15-летней давности. Речь идет о двух больших десантных кораблях (БДК) проекта 1174 «Носорог» — под названиями «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко», сообщил сегодня «Интерфакс» со ссылкой на источник в кораблестроительной отрасли.

Всего было выпущено три корабля серии «Носорог»: «Иван Рогов» (вступил в строй в 1978 году, резерв – с 1996 года), «Александр Николаев» (в строю с 1982 года, резерв — с 1997 года), «Митрофан Москаленко» (в строю с 1989 года, списан в 2002 году). Проектировкой занималось Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ), строительство было доверено Прибалтийскому судостроительному заводу «Янтарь» в Калининграде. Корабли «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко», которые планируется использовать вместо французских «Мистралей», стояли раньше на вооружении Тихоокеанского флота.

Отсутствие «Мистралей» в составе российского флота никак не скажется на его боеспособности, считают российские эксперты. «Мистрали» изначально не были в нашей программе вооружения, — говорит «Газете.Ru» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Это был некий предмет роскоши, который был интересен, когда шло активное сближение России с Западом. Теперь эта логика сошла на нет».

Впрочем, по словам источника «Интерфакса», списанные «Носороги» уступают «Мистралям» по многим параметрам. «Носороги» могут принять всего четыре вертолета против 16 у «Мистралей». Они демонстрируют меньшую дальность плавания: 7,5 тыс. миль против 20 тыс. у французских кораблей.

В сравнение с французами «Носороги» могут вступить только по возможностям перевозки войск – она у двух типов кораблей находится на одном уровне. Отечественный «Носорог» даже немного превосходит французский корабль: 500 десантников против 480 у «Мистраля». Из преимуществ у «Носорогов» имеется также артиллерийское вооружение. Российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) заявляет, что сможет производить суда не хуже «Мистралей». «Мы по-прежнему считаем, что необходимые для строительства судов — аналогов «Мистралям» производственные мощности и компетенции в корпорации есть. Было бы соответствующее задание от государства», — заявили в пресс-службе ОСК.

Во времена подписания контракта на поставку «Мистралей» экономическая конъюнктура была совершенно иной: отсутствие санкций и высокие цены на нефть.

«Теперь хорошо бы деньги назад получить, — считает Пухов. — Мало того, что мы получим от французов выплату неустойки, а скорее всего, они заплатят, мы еще и на курсовой разнице выиграем. На что мы потратим эти деньги – проведем очередную Олимпиаду или построим свои аналоги «Мистралей», — это второй и третий вопрос».

Тем временем французские политики думают над тем, что делать с построенными, но зависшими на французских верфях «Мистралями».

По данным источников Bloomberg, из-за простоя двух построенных по заказу России вертолетоносцев Франция ежемесячно теряет €3 млн.

Издержки по содержанию кораблей лежат на судостроительной компании DCNS, которая в 2011 году заключила контракт с Рособоронэкспортом. В случае разрыва сделки французская судостроительная верфь должна будет вернуть российской Объединенной судостроительной корпорации все ранее перечисленные денежные средства. Ранее российская сторона перечислила средства за первый корабль и частично за второй.

В середине мая Франция предложила России расторгнуть контракт на поставку «Мистралей» и вернуть €785 млн – но при условии, что заказчик разрешит продажу кораблей любой третьей стороне. Расходы, связанные с демонтажем российского оборудования с кораблей, французы тоже предложили разделить с российской стороной.

Такие предложения вряд ли устроят Россию. Во-первых, по словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, продать вертолетоносцы третьей стороне без разрешения России нельзя. Даже если Россия и разрешит перепродажу, то вызывает сомнения в целом возможность найти покупателя такому кораблю. «Мистраль» адаптирован под российское вооружение, «начиная от табличек, заканчивая электропитанием». Как отметил Рогозин, «как они его могут использовать, я вообще не понимаю». Во-вторых, Россия оценивает расходы от непоставки вертолетоносцев выше, чем предлагает вернуть Франция.

По данным французских СМИ, расторжение контракта может превысить потенциальный доход от продажи вертолетоносцев в четыре раза. «Вместо того чтобы принести французской судостроительной корпорации DCNS сумму в €1,2 млрд, а ее подрядчикам — порядка €890 млн, расторжение контракта обойдется Франции примерно в €2–5 млрд в связи с невыполнением контракта», — сообщал журнал Le Point.

Размышления о том, как использовать вертолетоносцы, приводят порой к неожиданным предположениям. Так, несколько дней назад французское издание Le Figaro сообщило, что бывший министр транспорта Франции, депутат Национальной ассамблеи Тьерри Мариани предлагает перепродать «Мистрали» Евросоюзу, а тот смог бы использовать их для спасения мигрантов в Средиземном море. Впрочем, возможен и более радикальный вариант — в случае если правительство Франции не найдет покупателей на «Мистрали», французские вертолетоносцы могут быть затоплены в открытом море.

«Нужно еще учитывать тот факт, что Франции эти корабли в целом не нужны. Если они их не продадут, не разрежут на металлолом и не потопят, они так и будут стоять у них в портах. Не за горами президентские выборы 2017 года, кто придет к власти во Франции – неизвестно», — говорит Пухов.

Новости и материалы
На Украине дезертирам разрешили добровольно вернуться на службу
В США задержали мужчину, хотевшего взорвать Нью-Йоркскую фондовую биржу
В России предложили модернизировать зенитки ЗУ-23 для борьбы с БПЛА
Украинские адвокаты передали ООН сведения о «пыточных» СБУ
Вучич заявил, что только «ненормальные» думают, будто Путин блефует
Найдены новые участки генома, связанные с опасным сердечным заболеванием
Бывший IT-специалист Блиновской разработал схему дробления ее бизнеса
Немоляева объяснила, почему ей стало плохо на съемках «Буратино»
На Украине обязались выполнить 300 условий Запада по реформам
Назван новый возможный участник КХЛ
Актриса Гринева призналась, что муж каждый год делает ей предложение: «Мы — чудики»
Замглавы Гагаузии высказался о проведенном у него дома обыске
В ООН осудили возможное применение Украиной противопехотных мин
Кадыров показал кадры уничтожения склада снарядов ВСУ
Volkswagen рассекретил Tiguan с новым дизайном
В Крыму отказались от массовых мероприятий на Новый год
В Ленобласти подвалы срочно переоборудуют под бомбоубежища
В Гааге пройдет заседание по иску против Нидерландов за поддержку Израиля
Все новости