Конфликт вокруг вертолетоносцев типа «Мистраль» перешел в новую стадию. Теперь Россия ищет не только способы вернуть деньги, но уже изучает возможности замены отсутствующих вертолетоносцев в своем военном флоте. Временную замену французским «Мистралям» нашли в резерве 15-летней давности. Речь идет о двух больших десантных кораблях (БДК) проекта 1174 «Носорог» — под названиями «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко», сообщил сегодня «Интерфакс» со ссылкой на источник в кораблестроительной отрасли.
Всего было выпущено три корабля серии «Носорог»: «Иван Рогов» (вступил в строй в 1978 году, резерв – с 1996 года), «Александр Николаев» (в строю с 1982 года, резерв — с 1997 года), «Митрофан Москаленко» (в строю с 1989 года, списан в 2002 году). Проектировкой занималось Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ), строительство было доверено Прибалтийскому судостроительному заводу «Янтарь» в Калининграде. Корабли «Александр Николаев» и «Митрофан Москаленко», которые планируется использовать вместо французских «Мистралей», стояли раньше на вооружении Тихоокеанского флота.
Отсутствие «Мистралей» в составе российского флота никак не скажется на его боеспособности, считают российские эксперты. «Мистрали» изначально не были в нашей программе вооружения, — говорит «Газете.Ru» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Это был некий предмет роскоши, который был интересен, когда шло активное сближение России с Западом. Теперь эта логика сошла на нет».
Впрочем, по словам источника «Интерфакса», списанные «Носороги» уступают «Мистралям» по многим параметрам. «Носороги» могут принять всего четыре вертолета против 16 у «Мистралей». Они демонстрируют меньшую дальность плавания: 7,5 тыс. миль против 20 тыс. у французских кораблей.
В сравнение с французами «Носороги» могут вступить только по возможностям перевозки войск – она у двух типов кораблей находится на одном уровне. Отечественный «Носорог» даже немного превосходит французский корабль: 500 десантников против 480 у «Мистраля». Из преимуществ у «Носорогов» имеется также артиллерийское вооружение. Российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) заявляет, что сможет производить суда не хуже «Мистралей». «Мы по-прежнему считаем, что необходимые для строительства судов — аналогов «Мистралям» производственные мощности и компетенции в корпорации есть. Было бы соответствующее задание от государства», — заявили в пресс-службе ОСК.
Во времена подписания контракта на поставку «Мистралей» экономическая конъюнктура была совершенно иной: отсутствие санкций и высокие цены на нефть.
«Теперь хорошо бы деньги назад получить, — считает Пухов. — Мало того, что мы получим от французов выплату неустойки, а скорее всего, они заплатят, мы еще и на курсовой разнице выиграем. На что мы потратим эти деньги – проведем очередную Олимпиаду или построим свои аналоги «Мистралей», — это второй и третий вопрос».
Тем временем французские политики думают над тем, что делать с построенными, но зависшими на французских верфях «Мистралями».
По данным источников Bloomberg, из-за простоя двух построенных по заказу России вертолетоносцев Франция ежемесячно теряет €3 млн.
Издержки по содержанию кораблей лежат на судостроительной компании DCNS, которая в 2011 году заключила контракт с Рособоронэкспортом. В случае разрыва сделки французская судостроительная верфь должна будет вернуть российской Объединенной судостроительной корпорации все ранее перечисленные денежные средства. Ранее российская сторона перечислила средства за первый корабль и частично за второй.
В середине мая Франция предложила России расторгнуть контракт на поставку «Мистралей» и вернуть €785 млн – но при условии, что заказчик разрешит продажу кораблей любой третьей стороне. Расходы, связанные с демонтажем российского оборудования с кораблей, французы тоже предложили разделить с российской стороной.
Такие предложения вряд ли устроят Россию. Во-первых, по словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, продать вертолетоносцы третьей стороне без разрешения России нельзя. Даже если Россия и разрешит перепродажу, то вызывает сомнения в целом возможность найти покупателя такому кораблю. «Мистраль» адаптирован под российское вооружение, «начиная от табличек, заканчивая электропитанием». Как отметил Рогозин, «как они его могут использовать, я вообще не понимаю». Во-вторых, Россия оценивает расходы от непоставки вертолетоносцев выше, чем предлагает вернуть Франция.
По данным французских СМИ, расторжение контракта может превысить потенциальный доход от продажи вертолетоносцев в четыре раза. «Вместо того чтобы принести французской судостроительной корпорации DCNS сумму в €1,2 млрд, а ее подрядчикам — порядка €890 млн, расторжение контракта обойдется Франции примерно в €2–5 млрд в связи с невыполнением контракта», — сообщал журнал Le Point.
Размышления о том, как использовать вертолетоносцы, приводят порой к неожиданным предположениям. Так, несколько дней назад французское издание Le Figaro сообщило, что бывший министр транспорта Франции, депутат Национальной ассамблеи Тьерри Мариани предлагает перепродать «Мистрали» Евросоюзу, а тот смог бы использовать их для спасения мигрантов в Средиземном море. Впрочем, возможен и более радикальный вариант — в случае если правительство Франции не найдет покупателей на «Мистрали», французские вертолетоносцы могут быть затоплены в открытом море.
«Нужно еще учитывать тот факт, что Франции эти корабли в целом не нужны. Если они их не продадут, не разрежут на металлолом и не потопят, они так и будут стоять у них в портах. Не за горами президентские выборы 2017 года, кто придет к власти во Франции – неизвестно», — говорит Пухов.