«Россияне в текущем году стали скромнее в своих материальных запросах. Ежемесячно необходимый для «нормальной» жизни семейный бюджет они оценили в 68 900 рублей. Таким образом, в своих материальных притязаниях наши соотечественники практически вернулись к показателям 2011–2012 годов», — говорится в опубликованном в четверг исследовании «Ромира». В прошлом году приемлемым семейным бюджетом россияне считали 78,5 тыс. руб.
«Впервые за все годы проведения исследования о запросах для «нормальной» жизни уровни желаемого и реального дохода почти совпали с разницей в 3%. В предыдущие годы мечты превосходили реальность и на 20%, и даже на 50%», — констатируется в исследовании.
«Ромир» ссылается на данные Росстата, согласно которым средняя зарплата в первом квартале текущего года составляла 33,2 тыс. руб. в месяц. Таким образом, два работающих взрослых обеспечивали 66,4 тыс. руб. ежемесячного дохода, что лишь на 2,5 тыс. руб. меньше дохода, необходимого для «нормальной жизни».
Президент исследовательского холдинга Андрей Милехин говорит, что у россиян в кризис произошла переоценка ценностей – потребление стало более рациональным, переориентировалось на необходимые для жизни товары и услуги. «Мечты уходят, запросы становятся приближенными к реальности», — резюмирует он.
В то же время отсутствие «мечты» и желания «пустить пыль в глаза» окружающим за счет потребления товаров и услуг более высокого класса вредно для экономики, поскольку оно приводит к снижению потребительской активности и торможению экономического роста.
В первом квартале этого года, по данным Минэкономразвития, оборот розничной торговли снизился на 6,7%. Чуть больше сократились продажи непродовольственных товаров (минус 6,8%), чуть меньше упала торговля продуктами питания (минус 6,6%). «Снижение динамики по сравнению с показателями прошлого года было характерно для всех месяцев квартала», — констатируют в ведомстве. ВВП страны в целом упал на 2,2%.
В недавних «Комментариях о государстве и бизнесе» «Центра развития» ВШЭ эксперты отмечают, что падение потребительского спроса на товары по состоянию на март (в процентном отношении) примерно соответствует пику падения в кризис 2008–2009 годов. Но при этом глубина «отката» спроса сейчас больше. Так, например, потребление продовольственных товаров откатилось на уровень, зафиксированный 44 месяца назад, тогда как по итогам первого квартала 2009 года глубина падения составила 15 месяцев.
Поддержать потребительскую активность могло бы увеличение кредитования, но его объемы лишь сокращаются, поскольку процентные ставки остаются крайне высокими.
По данным Центрального банка, на 1 апреля этого года объем кредитов, выданных физическим лицам, составлял 1,108 трлн руб., тогда как на ту же дату прошлого года было выдано кредитов на 1,929 трлн руб.
Минэкономразвития отмечает, что «замедление динамики оборота розничной торговли связано с коррективами в потребительской модели домашних хозяйств от потребления к сбережению». «Ромир» ранее фиксировал увеличение числа посещений магазинов, но не ради удовольствия или большего числа покупок, а для того, чтобы найти товары по более низкой цене.
Безусловно, описанные выше изменения в потребительских настроениях связаны прежде всего с кризисом в российской экономике и эмбарго на ввоз продовольственных товаров в Россию из ЕС, США и некоторых других стран.
Ключевым негативным фактором для розничной торговли является высокая инфляция, которая по итогам первого квартала составила почти 17%.
«Кроме того, надо учитывать, что сильно замедлился рост зарплат», — отмечает Николай Кондрашов из «Центра развития» ВШЭ. В первом квартале Минэкономразвития зафиксировало падение реальной (то есть скорректированной на инфляцию) зарплаты на 8,3%. Номинальная зарплата также практически не росла. В марте она была ниже среднего показателя за 2014 год – 33,2 тыс. руб. против 32,6 тыс. руб.
Сегодня ключевой вопрос в том, как долго среди россиян будет превалировать новый «рациональный» подход к потреблению.
Вероятнее всего, с уменьшением кризисных явлений в экономике (снижением темпов роста цен и т.п.) и снижением процентных ставок по кредитам ситуация на потребительском рынке будет улучшаться. При этом большинство прогнозов предполагает, что рецессия продлится в течение этого и следующего года.
Ни эксперты, ни чиновники не ожидают и того, что зарплата на горизонте ближайших нескольких лет начнет расти докризисными темпами. Это означает, что скорого разворота в потребительских настроениях ожидать не стоит, и потребительский спрос не станет драйвером роста.