Малый и средний бизнес в большинстве стран Азии в марте столкнулся с существенным падением потребительской активности, со ссылкой на исследование HSBC сообщает Reuters. С наиболее серьезными проблемами столкнулся Китай, где индекс покупательной способности опустился с 53,9 в феврале до 53,7 в марте.
Сам объем спада может показаться некритичным, однако, по словам экономиста Mizuho Шень Дзянгуана, он может быть свидетельством серьезных проблем в китайской экономике. «Обычно в марте потребительская активность после китайского Нового года существенно возрастает, однако в этот раз компании столкнулись с падением прибыли. В дальнейшем спад потребительской активности рискует набрать обороты», — рассказал эксперт The Wall Street Journal.
Аналитики HSBC также зафиксировали падение и в производственном секторе Поднебесной. В марте индекс деловой активности в данной сфере снизился с февральского показателя в 50,7 до 49,6. «Наиболее всего от этого пострадали представители малого и среднего бизнеса, во многом ориентированного на экспорт», — рассказал WSJ экономист UBS Харрисон Ху.
По словам Анабель Фидес из Markit, падение объемов производства вызвано сокращением экспортного спроса и падением потребительской активности в самом Китае.
«Учитывая кризис на рынке жилья, большое число избыточных производственных мощностей и серьезный уровень долговой нагрузки ряда предприятий, экономический рост КНР рискует снизиться даже ниже заявленного на 2015 год показателя в 7%», — рассказала она Reuters.
В 2014 году доля сферы услуг в китайской экономике составила 48,2%, а промышленного производства — 42,6%. Таким образом, дальнейшее сокращение потребления в данных секторах чревато срывом структурных реформ в экономике страны.
Согласно статистике китайского правительства, индекс промышленного производства в марте увеличился до 51,5. Однако рост данного показателя во многом обеспечили крупные госкомпании, получившие большое число госзаказов и подрядов на строительство инфраструктурных объектов. В результате в официальном отчете не отражено в разы более тяжелое положение малого и среднего бизнеса.
Однако это не означает, что руководство КНР не озабочено проблемами данных секторов. Так, Пекин уже дважды снизил ставки по кредитам и разрешил банкам уменьшить обязательный объем резервов. Кроме того, правительство старается активно привлекать иностранные инвестиции и стимулировать рост внутреннего потребления.
Снижение экономического роста в Китае обусловлено сокращением денежных вливаний в экономику со стороны руководства страны, считает доцент кафедры цивилизационного развития Востока НИУ ВШЭ Михаил Карпов.
«Китай хочет, чтобы экономика самостоятельно подстроилась к новым рыночным условиям, что должно обеспечить ее диверсификацию и увеличение рентабельности основных мощностей. Однако эта идея весьма утопична», — рассказал эксперт «Газете.Ru».
По мнению Карпова, для достижения этих целей правительству необходимо либерализовать финансовую систему, фондовый рынок и инвестиционные механизмы, а также допустить свободное ценообразование. Без всего этого показатели экономического роста будут неуклонно снижаться.
«В результате руководство либо начнет структурные реформы, либо вбросит деньги в экономику. Второй сценарий в данном случае более реалистичен, поскольку любое реформирование системы ставит под угрозу политическую стабильность в стране», — подытожил эксперт.
Однако проблемы Китая могут быть лишь отражением общего спада в экономике стран Азии.
По-прежнему нестабильна ситуация в проходящей через цикл реформ «абэномики» Японии. В марте в стране опять снизился показатель промышленного производства, а правительству все еще не удается повысить объем внутреннего потребления и привлечь дополнительные инвестиции в экономику.
В Южной Корее показатели экспорта упали до минимума за последние два года, а инфляция снизилась до наименьшего значения с 1999 года. В Индонезии из-за отмены ряда крупных заказов показатели промышленного производства снижаются уже на протяжении шести месяцев.
По мнению экспертов, подобная ситуация стала результатом резкого снижения цен на энергоносители, которые, в свою очередь, уменьшили показатели инфляции в большинстве стран региона. Это привело к росту дефляции и стремительному падению как экспортного, так и внутреннего потребления.
«Мы видим, что экономический рост азиатских стран замедляется, а показатели инфляции снижаются. В то же время финансовое регулирование по-прежнему остается довольно строгим, так что тенденция к его смягчению в большинстве стран очевидна», — отметили в недавнем докладе экономисты Standard Chartered.
В данных условиях все менее перспективным видится решение России наращивать взаимодействие со странами Азии. Михаил Карпов и вовсе уверен в несостоятельности политики «разворота на восток».
«В текущих экономических условиях ни одна страна не станет инвестировать в российские проекты. Особенно это касается Китая, который опасается непредсказуемости российской внутренней и внешней политики. Отдельные проекты еще могут быть реализованы, но в целом «поворот на восток» не более чем иллюзия», — считает эксперт.