Райффайзенбанк прекращает выдачу автокредитов и закрывает отделения в малоперспективных с точки зрения развития клиентской базы городах. «Данному решению предшествовал тщательный анализ эффективности различных направлений розничного кредитования, а также роли региональных офисов в общем бизнесе банка», — говорится в специальном сообщении кредитной организации. В банке уточняют, что выдача новых кредитов на покупку легковых и коммерческих автомобилей, а также рефинансирование автокредитов прекращены с 25 марта.
Как заявили «Газете.Ru» в Райффайзенбанке, негативные тренды на местном автомобильном рынке свидетельствуют «о крайне низком потенциале развития этого бизнеса в России в среднесрочной перспективе». При этом в банке подчеркивают, что долгое время РФ была единственным регионом присутствия группы Raiffeisen Bank International AG, где развивалось автокредитование.
«К сожалению, на сегодняшний день этот сегмент демонстрирует худшую динамику по рынку в целом», — говорит заместитель председателя правления, руководитель дирекции обслуживания физических лиц и малого бизнеса Райффайзенбанка Андрей Степаненко. Банку, по его словам, «важно оставаться высокоприбыльным, несмотря на экономическую ситуацию».
В связи с этим банк отказывается от данного направления розничного бизнеса в пользу более перспективных с точки зрения доходности и развития.
В частности, Райффайзенбанк сконцентрирует усилия на кредитных картах, ипотеке, потребительском кредитовании, а также на пассивных продуктах (депозитах).
Для действующих заемщиков процедура погашения автокредита и его условия никак не изменятся. «Клиенты будут в привычном и удобном для них формате и дальше погашать кредит в Райффайзенбанке по утвержденному графику», — утверждают представители финансовой организации.
По словам Натальи Березиной, аналитика «Уралсиб Кэпитал», сегмент автокредитования находится «под давлением» еще с прошлого года и в этом году показатели только ухудшились.
«Райффайзенбанк далеко не единственный российский банк, который хотел отказаться от автокредитования. Вполне возможно, такие отказы еще последуют», — считает аналитик.
По словам Антона Сороко, аналитика ИК «Финам», даже сохраняя свою рыночную долю в сегменте автокредитования, банк будет терять долю бизнеса, поэтому решение вполне обоснованно. Кроме того, как считает Сороко, «Райффайзен» вполне может вернуться в эту нишу через пару лет.
Программа реструктуризации сети допофисов Райффайзенбанка предусматривает, что до 30 октября 2015 года планируется закрыть отделения в 15 городах России. Оптимизация затронет в первую очередь клиентов-физлиц, а также компании малого и микробизнеса. С корпоративными клиентами работа продолжится дистанционно — им будет предложено открыть счета в других городах присутствия банка. В то же время банк планирует увеличить свое присутствие в Москве, открыв до конца года шесть новых отделений в столице в дополнение к 22 офисам, запущенным в 2014 году. С учетом программы по оптимизации операционная сеть Райффайзенбанка будет насчитывать 177 отделений в 44 городах России, то есть количество офисов банка в целом по стране значительно не изменится.
«Централизация филиальной сети — вполне разумный подход, в крупных мегаполисах уровень активов выше, аудитория более платежеспособная, — отмечает Березина. — При этом надо понимать, что в крупнейших городах страны конкуренция гораздо жестче».
Оптимизация работы австрийской банковской группы коснется не только России. В среду Raiffeisen Bank International (RBI) объявил о намерении сократить свое присутствие на Украине на 30%. Причиной этого является негативный результат деятельности в этой стране дочерней структуры – «Райффайзен банк аваль».
«Менеджмент банка вместе с головным офисом принял решение сократить взвешенные риски по активам на Украине на 30% при общем курсе на сокращение издержек», — заявил «Прайму» президент банковской группы Карл Севельда. На конец 2014 года объем просроченных кредитов составил 1,2 млрд евро, или 46% от нормы покрытия резервами, при этом 90% пришлись на нестабильные регионы Донбасса.