Недавнее снижение рейтинговым агентством Fitch рейтинга России до предспекулятивного уровня пока не сильно отразилось на рынке.
Агентство просто довело рейтинг до уровня, который ранее поставило Standard & Poor's (Moody's сохраняет рейтинг на две ступени выше мусорного). S&P обещало пересмотреть рейтинг России в январе этого года. В агентстве «Газете.Ru» не стали уточнять дату, когда это может произойти. Некоторые источники считают, что это может случиться уже в четверг.
Аналитики и чиновники полагают, что агентство, скорее всего, понизит рейтинг России до мусорного уровня. «Вероятность довольно высокая», — признал в среду в рамках Гайдаровского форума министр экономического развития Алексей Улюкаев. С ним согласен и экс-министр финансов Алексей Кудрин, который, однако, исключил возможность суверенного дефолта.
«Понижение рейтинга РФ (агентством S&P), на мой взгляд, неминуемое событие, учитывая стоимость нефти и тяжелую ситуацию с российским бюджетом — при текущих рублевых ценах барреля нефти бюджет требует сокращения расходов на 15–20%», — соглашается с ними управляющий портфелем облигаций УК «Райффайзен Капитал» Константин Артемов.
Ключевой вопрос в связи с этим: как снижение рейтинга России до мусорного уровня отразится на рынке долговых бумаг и кредитных портфелях банков и компаний? «Перевод бумаг российских эмитентов из инвестиционной категории в спекулятивную приведет к серьезному изменению базы инвесторов. В обычных условиях это, безусловно, означало бы существенный рост ставок и усиление оттока капитала, — говорит директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг. — Однако сегодня российский риск торгуется с крайне высокой премией, если судить по котировкам CDS: падение цен на нефть и секторальные санкции уже в значительной степени снизили аппетит консервативных инвесторов к нашим бумагам».
Таким образом, возможное снижение суверенного рейтинга уже практически полностью учтено в текущих ценах, и реакция рынка на фактические рейтинговые действия, скорее всего, будет незначительной, полагает аналитик.
Еврооблигации компаний РФ уже торгуются на уровнях, соответствующих неинвестиционному уровню рейтинга, соглашается Константин Артемов. Однако не стоит недооценивать косвенные эффекты на рынок: маржин-коллы по кредитам, свопам, закрытие линий, снижение (возможно, до нуля) доли российских бумаг в облигационных индексах, необходимость фондов продавать бумаги с рейтингом ниже инвестиционного (если они еще не успели этого сделать) и т.д. «То есть конечный результат от снижения рейтинга мы сейчас оценить не можем, хотя и понимаем, что он будет отрицательным», — указывает он.
Игорь Гуляев и Александр Полютов из Промсвязьбанка отмечают, что понижение S&P рейтинга России ниже инвестиционного может вызвать техническое закрытие позиций ряда инвестиционных фондов, в декларациях которых прописано инвестирование в бумаги не ниже инвестиционной категории. Причем для ряда из них рейтинг спекулятивной категории хотя бы от одного агентства будет поводом для продаж бумаг российских заемщиков, прежде всего евробондов.
В то же время в подавляющем большинстве выпусков еврооблигаций ковенанты, привязанные к рейтингу, отсутствуют, отмечает аналитик. «В силу этого в случае снижения суверенного рейтинга или рейтинга эмитента у большинства держателей, по нашему мнению, не появляется возможность требовать досрочного погашения бумаг», — полагает он. Однако ковенанты о понижении рейтинга довольно часто встречаются в синдицированных кредитах. По подсчетам аналитиков Промсвязьбанка, рынок синдицированного кредитования на текущий момент составляет порядка $115 млрд (без учета амортизационного погашения).
Выделить из этой массы сумму, которая может быть потребована к досрочному погашению, очень сложно, поскольку для этого надо знать условия конкретных кредитных соглашений. Крупнейшие заемщики — нефтегазовые концерны, металлурги, банки, нефтехимические предприятия. «Газета.Ru» отправила двум десяткам компаний запрос с просьбой прокомментировать возможные последствия снижения рейтинга России для их кредитных портфелей.
Ни одна из компаний, ответивших на запрос, не ждет проблем. «ОАО «Газпром» не ожидает возникновения проблем с обслуживанием текущих долговых обязательств. Документация по привлеченным «Газпромом» кредитам не предусматривает права кредиторов требовать от компании досрочного погашения в случае снижения рейтинга РФ ниже инвестиционного уровня», — сообщили в управлении информации «Газпрома». «Возникновения проблем с обслуживанием кредитов не ожидаем», — указывают в пресс-службе «Газпром нефти».
В НЛМК сообщили: «Выплаты по обязательствам находятся на комфортном уровне, проблем не ожидаем». «Показатель чистый долг / EBITDA по итогам третьего квартала — 0,83, один из самых низких в отрасли. Помимо этого объем свободных средств на балансе компании превышает $1 млрд», — говорят в компании. «Нет, мы не ожидаем проблем с обслуживанием долга», — вторят в «Северстали». При этом компания собирается досрочно выкупить часть евробондов выпусков 2016 и 2017 годов на общую сумму до $600 млн. «До 2020 года у нас нет значимых обязательств по выплатам кредитов», — подчеркивают в «Вымпелкоме».
Московский кредитный банк, в прошлом году оформивший сделку по синдицированному кредиту на сумму до $500 млн, также «не ожидает проблем с обслуживанием и погашением иностранных кредитов». «На конец 2014 года остатки на валютных корсчетах банка составляют $490 млн и €90 млн. Кроме того, в рамках кредитных соглашений с иностранными банками возможное понижение рейтинга РФ до уровня ниже инвестиционного не является триггером для предъявления требований о досрочном погашении», — сообщили в пресс-службе МКБ.
Чуть более критично высказались в ЧТПЗ (ОАО «Челябинский трубопрокатный завод»), отметив, что снижение рейтинга ухудшит отношение к российским заемщикам.
«В настоящее время часть кредитного портфеля ЧТПЗ номинирована в иностранной валюте. У нас стабильные отношения с иностранными кредиторами, понижение инвестиционного рейтинга РФ напрямую не влечет последствий в виде требований о досрочном погашении, однако возрастающие страновые риски в общем могут оказать влияние на отношение к российским заемщикам», — сказали в трубной компании.
Впрочем, и плохое отношение к российским заемщикам тоже можно считать не самой серьезной проблемой, поскольку из-за санкций внешний финансовый рынок и так уже практически закрыт. В Промсвязьбанке полагают, что возможное решение S&P по снижению суверенного рейтинга вызовет соответствующее снижение оценок большинства отечественных компаний. «Однако, с нашей точки зрения, в том числе основываясь на риторику агентства в декабре, свой рейтинг могут сохранить компании, не имеющие существенной государственной поддержки, а также те, в выручке которых преобладают экспортные продажи», — считают аналитики. Это могут быть компании горнорудного сегмента, производители минеральных удобрений.