Новое законодательство в сфере закупок не нашло поддержки у многих участников рынка. Об этом свидетельствуют итоги исследования «Национальный рейтинг прозрачности закупок 2014», проведенного Национальной ассоциацией участников электронной торговли. Копия результатов исследования находится в распоряжении «Газеты.Ru».
В исследовании приняли участие 77 государственных закупщиков федерального уровня, 83 субъекта Российской Федерации и 85 муниципальных образований. Кроме того, были учтены результаты закупок 70 корпоративных и 105 коммерческих заказчиков. Общий объем размещенных заказов за анализируемый период составил 6,64 трлн руб., что на 10% больше прошлогоднего значения. При этом участники рынка в совокупности совершили 2 534 702 закупочные процедуры.
Последние изменения в законодательстве отрицательно сказались на конкуренции во всех сегментах закупок.
Авторы исследования заострили внимание на результатах действия нового федерального закона о госзакупках №44. Он предусматривает введение новых видов конкурентных процедур, таких как конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений.
Но, как показала статистика, на федеральном уровне конкуренция снизилась на 20,6%, а в регионах – на 30,5%.
Снижение конкуренции в первую очередь связано с адаптацией участников рынка к новому законодательству, считает председатель оргкомитета рейтинга Антон Назаркин. «Не все поставщики и заказчики поддерживают новый закон, им удобнее работать в условиях привычной правовой среды», — рассказал он «Газете.Ru».
Именно поэтому, по словам Назаркина, новые конкурентные процедуры пока занимают не более 2,2% от общего объема заказов при сумме в 135 млрд руб. «Во время переходного периода новый закон всегда вносит сумбур в действия заказчиков и поставщиков. Некоторые из них предпочитают на время снизить деловую активность», — полагает он.
Менее всего пострадали муниципальные закупщики, в их секторе конкуренция уменьшилась лишь на 0,14%. Им, по словам Назаркина, адаптироваться к новому закону помог традиционно невысокий уровень конкуренции. «На муниципальном уровне участники рынка сосредотачиваются в удаленных регионах и продолжают осуществлять заказы почти без изменений. При этом доступ новых участников на рынок ограничен», — подытожил Назаркин.
Электронные аукционы лидируют по количеству опубликованных процедур и объему заказов и после вступления в силу нового закона. Так, в госсекторе доля электронного аукциона составляет 69,54%. При этом больше всего электронных аукционов было проведено субъектами РФ — 46,78% от общего количества процедур.
При этом популярность аукционов с 2011 года неуклонно растет в среднем на 17% в год. «Популярность интернет-аукционов обеспечивается их широким внедрением в процесс закупок государственного сектора, ведь на электронные площадки приходится примерно 70% госзакупок. При этом госсектор доминирует и в общем объеме закупок в стране, что способствует дальнейшему продвижению электронных площадок», — рассказал «Газете.Ru» генеральный директор электронной торговой площадки Газпромбанка Андрей Черногоров.
Однако на аукционах также сказалось общее снижение конкуренции среди поставщиков. В этом году среднее число участников на торгах в федеральном сегменте по сравнению с прошлогодним значением снизилось на 0,3 единицы и составило 2,8.
В регионах также наблюдалось снижение на 0,3 единицы, до 3,1. Среднее число заявок по всем объявленным процедурам в федеральном сегменте оценивается на уровне 2,54 и в региональном — 2,36.
Россия продолжает терять деньги: потери государства от закупок, по данным исследования, в этом году составили 278,2 млрд руб., что на 4,78% больше прошлогоднего показателя. Наибольший уровень завышения закупочных цен наблюдался в федеральном сегменте и составил 9,2%. В регионах данный показатель равнялся 5,4%, в муниципальном секторе — 4,5%.
При этом самый низкий уровень прозрачности наблюдался в секторе частных коммерческих закупщиков, где ни один из заказчиков не получил рейтинг гарантированной прозрачности. Доля участников с высокой прозрачностью составляет всего 3%, с отрицательной — 87%.
Наиболее прозрачными государственными заказчиками стали Федеральная служба по тарифам, Государственная фельдъегерская служба, Министерство труда и социальной защиты, а также Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В то же время Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство энергетики, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и Федеральная таможенная служба оказались самыми непрозрачными закупщиками.
Среди региональных заказчиков наиболее прозрачными оказались Москва, Кировская область, республики Башкортостан и Татарстан. Республики Тыва и Алтай, Ямало-Ненецкий автономный округ и Республика Дагестан, напротив, имеют самый низкий показатель прозрачности.
Самыми прозрачными муниципальными государственными закупщиками стали Архангельск, Петропавловск-Камчатский и Красноярск. Наиболее низкая прозрачность у городов Элиста, Сочи, Черкесск, Ульяновск.
Рейтинг прозрачности корпоративных закупщиков возглавили «Мосгортранс», «Газпром» и «Ростелеком», а в конце списка оказались «Энел ОГК-5», «Первый канал» и «Почта России».
Сегмент коммерческих заказчиков среди корпоративных закупщиков по уровню прозрачности возглавляют «Татнефть», «СИБУР Холдинг» и «Трансинжстрой». Среди аутсайдеров рейтинга находятся «Уральские авиалинии», группа «Магнезит» и «Евроцемент групп».