В России закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — закон о Федеральной контрактной системе — действует с 1 января 2014 года, с начала года уже размещены извещения о закупках почти на 500 млрд руб.
После того как Крым и Севастополь стали новыми регионами страны, действие российских нормативно-правовых актов распространяется и на них. Но не исключено, что на полуострове закон о ФКС не будет применяться в полной мере в течение двух лет — такое предложение рассматривается в Минэкономразвития, сообщили «Газете.Ru» два чиновника ведомства.
Идея ввести временный мораторий на внедрение законодательства о госзакупках (помимо ФЗ-44 обсуждается и льготный период для ФЗ-223) для новых территорий начала активно обсуждаться в бизнес-сообществе в середине марта. «Сейчас бизнес в Крыму озабочен решением других проблем — переходом в другую юрисдикцию, переходом на расчеты в другой валюте и т.д.», — рассказывал «Газете.Ru» вице-президент «Деловой России» Илья Семин после переговоров с властями и бизнесменами Крыма. В настоящее время «Деловая Россия» готовит обращение в Минэкономразвития о введении моратория на год, до 1 января 2015 года.
В МЭР не исключают, что внедрение законодательства о госзакупках будет еще сильнее растянуто во времени, говорит высокопоставленный чиновник министерства. Сейчас в министерстве изучают предложения о внедрении системы госзакупок в Крыму от Федеральной антимонопольной службы и Федерального казначейства. Власти Крыма в ближайшее время представят в МЭР свои соображения по этому поводу. В ближайшие неделю-две они будут рассмотрены и вынесено окончательное решение, говорит сотрудник министерства. В казначействе «Газете.Ru» отказались раскрыть суть рассматриваемых идей, указав, что это предложения «по плавному и поступательному содействию внедрению» закона о ФКС в Крыму. На момент подготовки материала получить комментарии ФАС не удалось.
«Возможно, будем внедрять законодательство поэтапно, отдельные положения могут быть внедрены только в 2016 году. Сначала контроль может распространяться на более крупные госзакупки», — говорит чиновник Минэкономразвития.
В России особые условия действуют для закупок объемом свыше 1 млрд руб.: они подлежат общественному обсуждению. Если годовой объем госзаказа превышает 100 млн руб., то заказчик должен создать контрактную службу, прописано в ФЗ-44. В ряде регионов общественному обсуждению подлежат закупки стоимостью от 100 млн руб.
Не исключено, что для Крыма будет введена иная градация объема закупок. Этот вопрос обсуждается, говорит чиновник МЭР.
Объем госзакупок в Крыму в 2013 году составил 1,4 млрд грн (примерно 4,4 млрд руб.), из них 750 млн грн — за счет местного бюджета, 520 млн грн — за счет республиканского. Оставшаяся часть — средства госбюджета Украины, сказал «Газете.Ru» исполнительный директор Национальной ассоциации институтов закупок Георгий Сухадольский, ссылаясь на данные министерства экономики и торговли Крыма.
Не исключено, что в этом году объем госзакупок на полуострове серьезно вырастет за счет увеличения числа инфраструктурных проектов, говорят эксперты. Российское правительство уже заявило о планах возведения моста через Керченский пролив, ремонта всей дорожной сети полуострова, строительства участков трассы Симферополь — Алушта — Ялта и дороги Керчь — Феодосия. Кроме того, Крым станет участником программы «Жилье для российской семьи», для поддержки которой собираются выделить 100 млрд руб. на инженерно-техническую инфраструктуру.
Пока правила госзакупок на полуострове прописаны в постановлении госсовета Крыма от 26 марта. Эксперты в области госзакупок, опрошенные «Газетой.Ru», называют его смесью украинского и российского законодательств.
К примеру, согласно документу, вся информация о госзакупках также будет публиковаться в сети, но не на официальном портале российских госзакупок, а на портале госзакупок Крыма, который находится в национальной доменной зоне Украины (.ua). Из-под законодательства о госзакупках выведены закупка продуктов питания для учреждений, закупка лекарств, медицинского оборудования, топлива и ГСМ. Контроль над соблюдением правил ведет финансовая инспекция Крыма.
Известно, что на Украине из-за коррупционных сделок в сфере госзакупок убытки расходной части госбюджета составляют 10–15% ежегодно (35–52,5 млрд грн), а от 50 до 75% госсредств на госзакупках «осваивается с многочисленными нарушениями», писал в середине 2013 года глава СБУ Украины Александр Якименко премьеру Украины Николаю Азарову (письмо цитировало издание Zn.ua). Однако эксперты не считают, что введение столь длительного переходного периода приведет к росту злоупотреблений со стороны местных чиновников.
«Мораторий на внедрение законодательства о госзакупках и закупках компаний с госучастием — 44-ФЗ, 223-ФЗ, а также закона о защите конкуренции — и введение переходного периода необходимо. Не единовременное, а постепенное внедрение систем контроля за госзакупками не приведет к злоупотреблениям.
Крымские чиновники сейчас больше заинтересованы в том, чтобы обеспечить нормальное функционирование системы», —
считает Сухадольский.
В России внедрение контрактной системы госзакупок идет со сложностями, признают российские чиновники. 1 апреля контрольное управление Кремля начало проверку реализации закона о ФКС в регионах. Данные о принятых нормативно-правовых актах и объемах госзакупок представят федеральные ведомства (в том числе ФАС и Росфиннадзор) и регионы. Предполагается, что проверка будет проходить до июня 2014 года. Однако в администрации президента не исключают, что ее придется продлить до осени 2014 года «из-за наличия проблем с внедрением системы». Крым данные представлять не будет. Новым регионам будет оказываться консультативная поддержка, сказал «Газете.Ru» источник в администрации президента.
Сейчас МЭР готовит пять пакетов поправок к закону о ФКС. В первом прописано сокращение до 30 дней расчетов с малым бизнесом (объем закупок до 2 млн руб. в год) по контрактам, заключенным по спецпроцедурам. Он уже прошел первое чтение в Госдуме. Второй предполагает перевод всех закупок в электронную форму. С таким предложением в конце 2013 года выступила ФАС. Предполагается, что он будет принят Госдумой до конца весенней сессии. Параллельно в министерстве работают над третьим пакетом поправок о внесении изменений в КоАП, которые будут предусматривать наказание за нарушения в области госзакупок. Его ведомство намерено внести до конца года, сказал журналистам заместитель главы МЭР Евгений Елин. «Значительное количество [санкций] перейдет из ФЗ-94 (прекратил свое действие в 2013 году). Скорее всего, штрафы будут фиксированные», — сказал Елин. В настоящее время санкции за нарушения ФЗ-44 не предусмотрены. Четвертый пакет посвящен поддержке малого бизнеса, пятый — подготовке специалистов в сфере закупок.