70% крупных госконтрактов проводятся с нарушением конкурентных процедур — контракты заключаются с единственным поставщиком. Такие данные содержатся в отчете Счетной палаты по итогам проверки эффективности проведения госзакупок по контрактам на сумму свыше 1 млрд рублей. Общая сумма проверенных контрактов составила 1,5 трлн рублей.
«Проверка показала: большинство особо крупных контрактов заключается и реализуется в «серой» зоне правоприменительной практики и закупочных технологий», — говорится в сообщении палаты.
На крупные контракты приходится значительный по объему сегмент госзакупок, и с каждым годом число таких контрактов увеличивается. Растет и их стоимость. С 1 июля 2011 года по 31 декабря 2012 года госзаказчиками заключено 458 особо крупных контрактов. Стоимость отдельных контрактов превысила 44 млрд рублей.
В сегменте особо крупных закупок ведомство финансового контроля фиксирует повышенные риски для российского бюджета. Кроме того, результаты реализации крупных контрактов оказывают «кардинальное влияние» на развитие важных отраслей российской экономики. В их числе Счетная палата называет дорожное строительство, космическую отрасль, военно-промышленный комплекс, здравоохранение, судостроение и авиационную промышленность.
Контрольный орган отмечает и несовершенство действующего законодательства в сфере госзакупок. Согласно федеральному закону № 44 заказчики имеют право размещать крупные контракты на общих основаниях с простыми, регулярными и краткосрочными поставками товаров.
По итогам проверки Счетная палата направила в правительство предложения по изменению действующего законодательства, они в частности, предполагают введение дополнительных требований к заказчикам контрактов стоимостью свыше 1 млрд рублей, к сами контрактам, а также ужесточение контроля эффективности их реализации.
Подробности предлагаемых изменений в ведомстве не смогли предоставить.
В соответствии с действующим законом о госзакупках, аукцион, на который подана только одна заявка, признается несостоявшимся. Однако в этом же законе прописано, что заключение контрактов с единственным поставщиком не запрещено в отдельных случаях, к примеру, если поставка товаров и оказание услуг относится к сфере деятельности естественных монополий. Также прописаны случаи, по которым конкурс может быть признан состоявшимся, даже если подана одна заявка.
«Оценка Счетной палаты очень консервативная. Реально число контрактов-миллиардников, которые заключаются с единственным поставщиком, выше»,
— считает глава электронной торговой площадки «Фабрикант» Сергей Габестро.
В 90% случаев проведения торгов по неконкурентным процедурам приходится на случаи подготовки технического задания под одного поставщика, оценивает эксперт. 10% приходится на другие случаи, в их числе — дробление лотов.
Случаи дробления лотов участились после того, как была введена процедура общественного обсуждения контрактов на сумму свыше 1 млрд рублей. Многие заказчики идут по пути деления лотов, чтобы избежать процедуры общественного контроля.
«То есть контракт на 1,2 млрд рублей делят на два – по 600 млн, тем самым уходят от этой процедуры», — поясняет Габестро. Это тоже не позволяет полностью оценить реальную ситуацию с госконтрактами на сумму 1 млрд рублей и выше, говорит он.
При этом сама процедура общественного обсуждения госзакупок, которая стала возможной с марта 2012 года, так до сих пор и не превратилась в реальный инструмент контроля за закупками.
Осенью 2012 года Минэкономразвития представляло свой отчет по процедурам общественного обсуждения сверхдорогих контрактов, которое было открыто в марте 2012 года. Тогда были представлены неутешительные данные – на 73 закупки в среднем не пришло ни одного отзыва. Максимальное число отзывов было получено по контракту на реконструкцию автомобильной дороги М29 «Кавказ» в Республике Северная Осетия — Алания. На него пришло пять отзывов.
С начала этой недели на общественный контроль в специальном разделе на сайте госзакупок было размещено 10 контрактов. Самое больше число просмотров – всего 384 – у заявки на подрядные работы по капитальному ремонту автомобильной дороги М5 «Урал» Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск в Самарской области стоимостью 1,218 млрд рублей. В отчете сказано, что за период общественного обсуждения со 2 по 7 августа по этой заявке не поступило ни одного комментария.
Общественное обсуждение контрактов так и не вошло в норму, поскольку на него отводится мало времени и информацией о закупках обладает довольно узкий круг лиц.
«Обсуждение идет неделю. Иногда заявки вывешиваются, но об этом неизвестно широкой общественности», — поясняет низкую активность глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов
«Я думаю, что тема общественного контроля будет развиваться и недобросовестные заказчики должны будут покидать эту отрасль. Им будет некомфортно работать», — надеется Габестро.
В четвертом квартале этого года не исключен рост числа заявок по госконтрактам, в том числе на сумму свыше 1 млрд рублей, не исключает Габестро. Ожидания эксперта связаны с тем, что с 1 января 2014 года вступает в силу закон о федеральной контрактной системе.
«Знают ли сегодня госзаказчики, что их ждет после 1 января 2014 года? Нет, не знают. Все с надеждой смотрят в будущее. Но в четвертом квартале будут рекорды по размещению заказов на 2014 год. Все будут стараться разместить заказы по несовершенным, но уже понятным для них процедурам»,
— уверен Габестро.
До этого правительство до конца года должно принять 39 подзаконных актов, дополняющих закон.
Вступление в силу нового закона не сможет существенным образом изменить ситуацию в секторе госзаказа, поскольку он не проработан. В новом законе не сформулированы принципы оценки целесообразности и обоснованности госзакупок, уточняет Кабанов.
Сейчас в ряде регионов и госкомпаниях уже существует практика обсуждения целесообразности сверхдорогих контрактов. К примеру, в 2012 году Москве удалось сэкономить в системе госзаказа 145 млрд рублей. С марта 2012 года целесообразность контрактов в рамках госзакупок в Москве проверяли специальные рабочие группы. Целесообразность закупок стоимостью от 100 млн до 1 млрд рублей оценивала группа, возглавляемая вице-мэром Москвы Андреем Шароновым, а решения о контрактах дороже 1 млрд рублей выносил мэр по ее представлению.
Подобная оценка введена и в Росатоме, отмечает Кабанов.
«Но это очаги, а не система. Если начальник закрывает глаза на коррупционные схемы, он либо в них участвует, либо у тех, кто формирует заявки, есть более высокие покровители», — говорит он.