Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Отдать триллион без конкурса

Счетная палата: 70% сверхдорогих контрактов в сфере госзакупок заключаются с единственным поставщиком, это повышенные риски для бюджета

Счетная палата проверила сверхдорогие госконтракты на общую сумму 1,5 трлн рублей и пришла к выводу, что 70% проводятся с нарушением конкуренции. Контракты заключаются с единственным поставщиком. Все контракты стоимостью свыше 1 млрд рублей выносятся на обсуждение общественности, однако интереса к этой процедуре практически нет. Кроме того, заказчики научились обходить и этот контроль, дробя лоты на более мелкие.

70% крупных госконтрактов проводятся с нарушением конкурентных процедур — контракты заключаются с единственным поставщиком. Такие данные содержатся в отчете Счетной палаты по итогам проверки эффективности проведения госзакупок по контрактам на сумму свыше 1 млрд рублей. Общая сумма проверенных контрактов составила 1,5 трлн рублей.

«Проверка показала: большинство особо крупных контрактов заключается и реализуется в «серой» зоне правоприменительной практики и закупочных технологий», — говорится в сообщении палаты.

На крупные контракты приходится значительный по объему сегмент госзакупок, и с каждым годом число таких контрактов увеличивается. Растет и их стоимость. С 1 июля 2011 года по 31 декабря 2012 года госзаказчиками заключено 458 особо крупных контрактов. Стоимость отдельных контрактов превысила 44 млрд рублей.

В сегменте особо крупных закупок ведомство финансового контроля фиксирует повышенные риски для российского бюджета. Кроме того, результаты реализации крупных контрактов оказывают «кардинальное влияние» на развитие важных отраслей российской экономики. В их числе Счетная палата называет дорожное строительство, космическую отрасль, военно-промышленный комплекс, здравоохранение, судостроение и авиационную промышленность.

Контрольный орган отмечает и несовершенство действующего законодательства в сфере госзакупок. Согласно федеральному закону № 44 заказчики имеют право размещать крупные контракты на общих основаниях с простыми, регулярными и краткосрочными поставками товаров.

По итогам проверки Счетная палата направила в правительство предложения по изменению действующего законодательства, они в частности, предполагают введение дополнительных требований к заказчикам контрактов стоимостью свыше 1 млрд рублей, к сами контрактам, а также ужесточение контроля эффективности их реализации.

Подробности предлагаемых изменений в ведомстве не смогли предоставить.

В соответствии с действующим законом о госзакупках, аукцион, на который подана только одна заявка, признается несостоявшимся. Однако в этом же законе прописано, что заключение контрактов с единственным поставщиком не запрещено в отдельных случаях, к примеру, если поставка товаров и оказание услуг относится к сфере деятельности естественных монополий. Также прописаны случаи, по которым конкурс может быть признан состоявшимся, даже если подана одна заявка.

«Оценка Счетной палаты очень консервативная. Реально число контрактов-миллиардников, которые заключаются с единственным поставщиком, выше»,

— считает глава электронной торговой площадки «Фабрикант» Сергей Габестро.

В 90% случаев проведения торгов по неконкурентным процедурам приходится на случаи подготовки технического задания под одного поставщика, оценивает эксперт. 10% приходится на другие случаи, в их числе — дробление лотов.

Случаи дробления лотов участились после того, как была введена процедура общественного обсуждения контрактов на сумму свыше 1 млрд рублей. Многие заказчики идут по пути деления лотов, чтобы избежать процедуры общественного контроля.

«То есть контракт на 1,2 млрд рублей делят на два – по 600 млн, тем самым уходят от этой процедуры», — поясняет Габестро. Это тоже не позволяет полностью оценить реальную ситуацию с госконтрактами на сумму 1 млрд рублей и выше, говорит он.

При этом сама процедура общественного обсуждения госзакупок, которая стала возможной с марта 2012 года, так до сих пор и не превратилась в реальный инструмент контроля за закупками.

Осенью 2012 года Минэкономразвития представляло свой отчет по процедурам общественного обсуждения сверхдорогих контрактов, которое было открыто в марте 2012 года. Тогда были представлены неутешительные данные – на 73 закупки в среднем не пришло ни одного отзыва. Максимальное число отзывов было получено по контракту на реконструкцию автомобильной дороги М29 «Кавказ» в Республике Северная Осетия — Алания. На него пришло пять отзывов.

С начала этой недели на общественный контроль в специальном разделе на сайте госзакупок было размещено 10 контрактов. Самое больше число просмотров – всего 384 – у заявки на подрядные работы по капитальному ремонту автомобильной дороги М5 «Урал» Москва — Рязань — Пенза — Самара — Уфа — Челябинск в Самарской области стоимостью 1,218 млрд рублей. В отчете сказано, что за период общественного обсуждения со 2 по 7 августа по этой заявке не поступило ни одного комментария.

Общественное обсуждение контрактов так и не вошло в норму, поскольку на него отводится мало времени и информацией о закупках обладает довольно узкий круг лиц.

«Обсуждение идет неделю. Иногда заявки вывешиваются, но об этом неизвестно широкой общественности», — поясняет низкую активность глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов

«Я думаю, что тема общественного контроля будет развиваться и недобросовестные заказчики должны будут покидать эту отрасль. Им будет некомфортно работать», — надеется Габестро.

В четвертом квартале этого года не исключен рост числа заявок по госконтрактам, в том числе на сумму свыше 1 млрд рублей, не исключает Габестро. Ожидания эксперта связаны с тем, что с 1 января 2014 года вступает в силу закон о федеральной контрактной системе.

«Знают ли сегодня госзаказчики, что их ждет после 1 января 2014 года? Нет, не знают. Все с надеждой смотрят в будущее. Но в четвертом квартале будут рекорды по размещению заказов на 2014 год. Все будут стараться разместить заказы по несовершенным, но уже понятным для них процедурам»,

— уверен Габестро.

До этого правительство до конца года должно принять 39 подзаконных актов, дополняющих закон. 

Вступление в силу нового закона не сможет существенным образом изменить ситуацию в секторе госзаказа, поскольку он не проработан. В новом законе не сформулированы принципы оценки целесообразности и обоснованности госзакупок, уточняет Кабанов.

Сейчас в ряде регионов и госкомпаниях уже существует практика обсуждения целесообразности сверхдорогих контрактов. К примеру, в 2012 году Москве удалось сэкономить в системе госзаказа 145 млрд рублей. С марта 2012 года целесообразность контрактов в рамках госзакупок в Москве проверяли специальные рабочие группы. Целесообразность закупок стоимостью от 100 млн до 1 млрд рублей оценивала группа, возглавляемая вице-мэром Москвы Андреем Шароновым, а решения о контрактах дороже 1 млрд рублей выносил мэр по ее представлению.

Подобная оценка введена и в Росатоме, отмечает Кабанов.

«Но это очаги, а не система. Если начальник закрывает глаза на коррупционные схемы, он либо в них участвует, либо у тех, кто формирует заявки, есть более высокие покровители», — говорит он.

Новости и материалы
Туск иронично прокомментировал Мюнхенскую конференцию: «приятные люди и отличное пиво»
В Ленобласти девочка-подросток подпала под поезд и выжила
Смартфон Google самостоятельно разослал интимное видео американца его контактам
Большунов: мне посчастливилось, что Трамп ответил мне в соцсетях
Путин отправится в поездку
Житель Владивостока протаранил авто возле клуба и ограбил его пассажирку
Песков назвал «кривляниями» поведение Зеленского во время минских переговоров
Евгения Медведева заявила, что у фигуристов сдают нервы из-за отбора на ОИ
Аргентина расследует криптовалютный скандал с Милеем
Российский дипломат оценил слова Каллас о том, что мирное население РФ не гибнет от ВСУ
Россияне осудили депутата, предложившего пенсионерам работать
На Украине сообщили о повреждении ТЭЦ на юге страны
Названы страны с самым быстрым интернетом
Песков рассказал, чему научил Россию опыт прежних переговоров с Западом
В Кремле заявили, что РФ не обижается на обман Запада во время минских переговоров
Американец Мартиндейл заявил, что Киев должен быть поставлен на колени
Сафонов дал интервью на французском языке
Песков назвал феерическим дипломатический талант Путина
Все новости