Кредит под 5%
По данным Минфина, в проекте бюджета на нужды ФРП запланировано выделить почти 3 млрд руб. в 2015 году, более 5,5 млрд руб. — в 2016-м и почти 5 млрд руб. — в 2017 году.
«Точная цифра обсуждается в рамках бюджетного процесса. Но порядок сумм примерно такой», — подтвердил «Газете.Ru» директор департамента стратегического развития Василий Осьмаков. Кроме того, на создание ФРП в 2014 году был зарезервирован 1 млрд руб. «Сейчас мы с коллегами из Минфина и Минэкономразвития (МЭР) формируем порядок доведения этих средств. Их достаточно для тестового запуска предложенной нами модели ФРП. Пока же прописываем нормативную документацию», — пояснил Осьмаков.
Одной из задач ФРП станет поддержка проектов в предынвестиционной фазе (согласно градации Всемирного банка, цикл проекта делится на три фазы: предынвестиционный, инвестиционный и эксплуатационный). «Банки обычно ждут завершения этой фазы из-за высоких рисков. Мы должны помочь предприятиям пройти первый этап», — сказал Осьмаков.
По его словам, все программы ФРП будут носить заемный характер, но на льготных условиях.
«Годовая ставка обсуждается в промежутке до 5%. При этом будут более легкие, чем у банков, требования по обеспечению. Кроме того, два-три года будет действовать грейс-период (льготный период уплаты процентов)», — перечислил Осьмаков.
Среди основных требований по проектам — углубленная научно-техническая экспертиза, наличие индустриального партнера и заинтересованность банков в дальнейшем финансировании.
«В России банки предпочитают не кредитовать промышленность, за исключением крупных госхолдингов. Поэтому средние и малые предприятия лишены доступа к дешевым деньгам и вынуждены занимать через посредников под высокий процент, который никогда не опускается ниже 16%, а доходить может до 35%», — сказал сопредседатель «Деловой России» Сергей Недорослев.
Лучше узаконить
ФРП создается на базе действующего Российского фонда технологического развития (РФТР), который на возвратной основе предоставляет небольшие займы (в среднем до 150 млн руб. на один проект). «Мы взяли уже работающий институт развития и сейчас расширяем его мандат. Такой подход мы применили в том числе потому, что прямая норма закона — это долго и сложно», — рассказал Осьмаков.
Изначально планировалось, что статья о создании ФРП будет прописана в новом законе «О промышленной политике». Однако она так и не попала в итоговую версию законопроекта, который был одобрен правительством в июне этого года. В самом законопроекте в статье «Виды стимулирования промышленной деятельности» упоминается возможная «финансовая, информационная и консультационная поддержка», тогда как в пояснительной к нему записке говорится, что «законопроект не предусматривает закрытого перечня мер стимулирования», поэтому, в частности, возможны не предусмотренные им меры вроде «займов фондов развития отраслей промышленности».
По данным двух источников «Газеты.Ru», знакомых с ходом обсуждения, против включения ФРП в новый закон выступил Минфин. Однако представитель финансового министерства это отрицает, отмечая, что, хотя у Минфина были возражения, связанные с тем, что механизмы ФРП не были четко прописаны, они не были принципиальными, и «все прошло в том виде, какой хотел Минпромторг».
Зампред правительства Аркадий Дворкович говорил на июньском заседании, что при рассмотрении законопроекта в последующих чтениях в Госдуме «необходимо будет решить, каким образом интегрировать механизм поддержки через ФРП в данный закон». Вчера прошло первое чтение законопроекта в Госдуме. Пресс-секретарь Дворковича Алия Самигуллина сказала «Газете.Ru», что включение статьи о ФРП может состояться во втором или третьем чтении.
Однако некоторые депутаты сомневаются, что ФРП в итоге будет прописан в законе. «По моему прогнозу, к сожалению, статья о нем не появится, хотя мы будем настаивать, чтобы включили. В Госдуме эту идею поддержали бы, но из правительства документ вышел не в том виде, какой ожидался», — сказал первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов. Он опасается, что без статьи в соответствующем законопроекте, который, как ожидается, будет принят в трех чтениях в осеннюю сессию, запуск ФРП может отложиться на неопределенный срок. В то же время председатель профильного комитета Госдумы Игорь Руденский считает, что отсутствие статьи в законе не станет помехой: «Первый замминистра промышленности и торговли Глеб Никитин пообещал, что фонд будет создан. Так что не так важно, каким документом ФРП будет регламентирован, главное — чтобы он заработал».
«Модель работы ФРП формируется прямо сейчас в тесном контакте с Минфином и МЭР. Если потребуется ввести какие-то корректировки между чтениями, чтобы повысить эффективность выбранной модели, то можем соответствующую правку внести», — заверил Осьмаков.