«Правительство готово одобрить четвертый антимонопольный пакет. Глобальных доработок по нему не планируется», — сказал «Газете.Ru» источник в правительстве.
В целом бизнес-сообщество поддерживает четвертый антимонопольный пакет поправок в закон «О защите конкуренции». Дискуссии по нему идут с 2012 года, и за это время Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) совместно с Торгово-промышленной палатой (ТПП) и «Деловой Россией» сумели «похоронить» множество поправок, которые, по их мнению, могли бы ухудшить положение малого и среднего предпринимательства (МСП).
Однако списать предложение ФАС по введению правил недискриминационного доступа (ПНД) бизнесу пока не удается.
Новый тип регулирования может быть введен против доминирующих компаний, не являющихся субъектами естественных монополий, но занимающих более 70% рынка. «ПНД будут предусматривать порядок раскрытия информации, в том числе о стоимости товаров (цена и формула цены) и оплаты товаров, договорную политику. Подобное раскрытие информации нарушит право на коммерческую тайну и будет работать против конкуренции», — считает президент ТПП Сергей Катырин.
«Вначале против ПНД выступали практически все. По разным причинам большинство министерств свои возражения сняли. Сейчас официально против ПНД выступают все бизнес-объединения, экспертный совет правительства, научное сообщество в лице ВШЭ и РАНХиГС, администрация президента, Минюст и Минэкономразвития», — рассказал «Газете.Ru» эксперт «Деловой России» Алексей Ульянов. Он выразил надежду, что сегодня антимонопольный пакет будет принят с условием доработки по ПНД до внесения законопроекта в Госдуму.
Чтобы все-таки добиться уступок по спорному механизму, РСПП совместно с ТПП и «Деловой Россией» направили в среду письмо на имя Дмитрия Медведева (в июле тому же адресату написали письмо руководители компаний «Газпром нефть», СИБУР, «Уралхим» и НОВАТЭК, которые также выступили против ПНД ).
В послании бизнес-организаций отмечается, что механизм в действующей редакции законопроекта может привести к избыточному регулированию и отрицательно сказаться на деятельности компаний. «Введение подобного нерыночного способа регулирования имеет риск оказать негативное влияние на качество конкурентной среды», — отмечается в письме.
«Сейчас у ФАС России есть полномочия обеспечить защиту от злоупотребления доминирующим положением со стороны крупных участников рынка. Но ведомство в основном действует по факту уже допущенного нарушения.
То есть сначала происходит правонарушение, потом проводится анализ рынка, и уже по итогам применяются меры воздействия. Предложенные изменения в текущей версии позволят ввести превентивное регулирование», — рассказал управляющий директор РСПП по корпоративным отношениям и правовому обеспечению Александр Варварин.
Но подобная политика упреждения нарушений, хоть и является удобной для ФАС, несет в себе риски, отмечают эксперты. «Мы предлагаем их минимизировать. Во-первых, нужно ввести ограничение срока действия ПНД. В противном случае введенные раз административные методы регулирования могут действовать постоянно, то есть без периодического анализа необходимости и эффективности такого регулирования, — перечислил Варварин. — Во-вторых, необходимо, чтобы в каждом случае нарушения была возможность определять масштаб нового регулирования, а не вводить каждый раз типовой широкий набор мер регулирования. В-третьих, ограничить ПНД только федеральным товарным рынком, не допустив возможности их применения на региональных рынках».
Против последнего активно выступает ФАС, которая не хочет ограничивать себя федеральными рамками. «В ФАС очень изобретательны. И фактически там сами устанавливают границы рынка, в рамках которого естественно появляются локальные монополисты», — отметил Ульянов. Согласно действующему реестру монополистов, который, кстати, отменят, 65% приходится на малые и средние предприятия.
Среди примеров одиозных дел ФАС против таких локальных монополистов – штраф в 2013 году на 2 млн руб. новосибирского кинотеатра «за ограничение конкуренции на рынке торговли попкорном в границах ТРЦ «Сибирский Молл».
Эксперты считают, что норма ПНД содержит коррупционные факторы, предоставляя ФАС неоправданно широкие возможности применения или, наоборот, исключения механизма для определенных компаний. Более того, имеется негативный опыт использования ПНД в России (кстати, нигде в мире такого обязательного механизма антимонопольного регулирования нет).
В 2011–2012 годах ФАС в рекомендательном порядке разработала ПНД для «Уралкалия» и «Фосагро» на производимые ими калийные удобрения и апатитовый концентрат соответственно. В результате цены на них выросли в 1,5–2 раза.
Ущерб потребителям (заводам — производителям сложных удобрений и сельскому хозяйству) составил 10–15 млрд руб. ежегодно, подсчитали эксперты ВШЭ.