Международная организация труда призывает всех перейти на четырехдневную рабочую неделю, следует из сообщения, опубликованного на сайте центра новостей ООН. По мнению экспертов МОТ, сокращенная рабочая неделя поможет решить сразу несколько проблем. Во-первых, это приведет к улучшению ситуации с занятостью населения, поскольку почти наверняка поможет создать значительно больше рабочих мест. С другой стороны, как отмечает эксперт МОТ Джон Мессенджер,
короткая неделя позволит улучшить здоровье и самочувствие работников, поскольку многие заболевания напрямую связаны с переработками, малоподвижным офисным образом жизни и стрессом.
К тому же, как считают в МОТ, люди с укороченной рабочей неделей чаще чувствуют себя счастливыми и удовлетворенными жизнью, в то время как длительная работа провоцирует конфликты как на работе, так и дома. Также, по мнению экспертов МОТ, сокращение количества поездок людей на работу должно иметь положительный эффект на окружающую среду, страдающую из-за всевозможных выбросов-загрязнений.
Россия является одним из 185 государств — членов МОТ, которая была создана в 1919 году для регулирования трудовых отношений.
Идею введения четырехдневной рабочей недели поддерживают многие известные представители мирового бизнеса. В частности, ее сторонниками являются один из основателей Google Ларри Пейдж и мексиканский миллиардер Карлос Слим. Еще один сторонник короткой рабочей недели, основатель и владелец корпорации Virgin Ричард Брэнсон помимо четырехдневной рабочей недели опробовал на своих сотрудниках еще и идею с ненормированными отпусками. «Решение об отпуске принимает работник, когда чувствует, что ему нужны несколько часов, день, неделя или месяц отдыха. Идея заключается в том, что сотрудник примет такое решение только в том случае, когда он на 100 процентов уверен, что его отсутствие на работе не повредит делу», – делился своей концепцией в блоге бизнесмен.
По мнению российских экспертов, предложенная экспертами мера отлично вписывается в потребности европейских стран, где сейчас актуальна проблема безработицы. Но, даже если европейские страны пойдут навстречу инициативе, в России ее введение преждевременно. Дело в том, что европейский рынок лучше защищен от действий конкурентов из Азии из-за высоких административных барьеров, в то время как производительность труда там значительно выше.
По словам ведущего эксперта Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Игоря Полякова,
основная проблема при проецировании этого предложения на российские реалии связана с низкой производительностью труда.
«У нас более чем в два раза разрыв по выпуску на одного работника. И есть опасения, что при снижении количества часов мы не сможем восполнить тот пробел. Конечно, проблема с низкой выработкой связана со множество причин: с квалификацией работников, недостаточная автоматизация процессов на предприятиях. Это хорошее предложение для стран, в которых есть избыток рабочей силы и высокая безработица – скажем, это больше подойдет для европейского общества», — отметил эксперт «Газете.Ru». С другой стороны, по мнению Полякова, в России уже существуют профессии, которым положена 32-часовая рабочая неделя: в первую очередь это касается тех, кто задействован на вредном и опасном производстве.
«Я считаю предложение по сокращению рабочей недели несвоевременным. На сегодняшний день в России у предпринимателя проблема найти работника стоит жестче, чем у самих работников – проблема с поиском работы, — соглашается член генерального совета «Деловой России» Антон Степанов. — Мы сегодня конкурируем не с европейскими товарами, мы конкурируем с Китаем, Вьетнамом, Индией. А в Китае шестидневная рабочая неделя и всего лишь 15 дополнительных выходных в году».
Согласно справочнику экономической активности населения России на 2014 год, время, которое граждане проводят на рабочем месте, в последние годы планомерно снижается. Например, если в 2008 году сотрудники российских компаний трудились в среднем 38,4 часа в неделю, то в 2013 году количество среднестатистических рабочих часов снизилось и составило 38,1 в неделю. При этом занятость на рабочем месте у мужчин больше, чем у женщин, которые значительно чаще заняты в сфере услуг.
Например, если в образовании средняя занятость менее 35 часов в неделю, а в здравоохранении и в сфере культуры работают чуть меньше 37 часов, то нагрузка в сфере промышленности, транспорта и строительства вплотную приближается к 40 часам.