18 августа Европейская комиссия объявила о введении специальных мер поддержки сельскохозяйственных производителей — до конца ноября на эти цели выделено €125 млн из общего бюджета на случай чрезвычайных ситуаций в 420 млн евро. По словам еврокомиссара по сельскому хозяйству Дачана Чолоша, воспользоваться этими средствами смогут все фермеры, сезон реализации продукции которых сейчас в самом разгаре, а найти хранилище или альтернативный рынок сбыта не представляется возможным.
В числе таких продуктов в пресс-релизе Еврокомиссии упоминаются томаты, морковь, белокочанная и цветная капуста, перец, огурцы и пикули, грибы, ягоды, яблоки, груши, виноград и киви.
Стоимость любых объемов продукции, снятой с сегодняшнего дня или ранее (постановление ЕК имеет обратную силу), будет покрыта за счет выделенных средств. Финансовая помощь будет предоставляться также за бесплатное распределение продуктов в детских и благотворительных учреждениях, отказ от сбора урожая или сбор недозревших плодов. Все это позволит удержать от падения цены на сельскохозяйственную продукцию на европейском рынке.
Ситуация с остальными товарами будет обсуждаться в пятницу, 22 августа, в Брюсселе, на встрече экспертов государств — членов ЕК и экспертов Европарламента. 8 сентября пройдет внеочередное заседание министров сельского хозяйства стран ЕС, посвященное проблеме продуктового эмбарго.
По словам Дачана Чолоша, средства будут выделяться постепенно, чтобы не лишить возможности компенсации представителей других секторов производства, передает Gazeta Wyborcza.
6 августа по указу президента России Владимира Путина были введены ответные санкции против западных стран. Было объявлено о полном запрете на поставки говядины, свинины, овощей и фруктов, мяса птицы, рыбы, морепродуктов, сыров, молока и молочных продуктов из стран Евросоюза, Австралии, Канады, Норвегии и США. При этом страны ЕС поставляли на российский рынок продовольствие из санкционного списка на $6,5 млрд, импорт из Норвегии составлял $1,2 млрд, из США — $843,8 млн, из Канады — $373,6 млн, из Австралии — $182 млн.
По данным Eurostat, продовольственный экспорт ЕС в РФ в 2013 году составил примерно 11,37 млрд евро (около 10% всего товарооборота), основными поставщиками стали Германия, Нидерланды, Литва и Польша. Импорт в Россию из стран дальнего зарубежья за январь — июль 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился на 3,5% — почти на $150 млрд. По данным Федеральной таможенной службы, годовой импорт продукции из ЕС не превышает $9,1 млрд.
Официальный объем ущерба от российских контрсанкций Еврокомиссия пока не озвучила, однако, по разным экспертным оценкам, он составит от 5 млрд до 7 млрд евро. Больше всего, вероятно, пострадает Польша, которая в 2013 году поставила в Россию продуктов на 841 млн евро — более 80% своего агропромышленного экспорта.
Компенсаций от Брюсселя намерены добиваться также австрийские, греческие, финские и эстонские предприниматели. Ранее премьер-министр Финляндии Александер Стубб говорил, что от срыва экспортных поставок в РФ серьезно пострадают финские производители молочной продукции, что может спровоцировать в стране экономический кризис. С просьбой принять меры по защите инвесторов, попавших как под санкции Евросоюза в отношении России, так и под российские контрсанкции, к властям ЕС и России обратилась Ассоциация европейского бизнеса (в которую входят 630 компаний, в том числе Valio, Arla, Metro, Auchan). «Сужение выбора приведет к снижению конкуренции и, как следствие, к росту цен. Это также окажет негативное влияние на качество и безопасность продуктов питания», — говорилось в сообщении АЕБ.
Больше всего от российских запретов пострадали Греция, Польша, Финляндия и страны Прибалтики, пояснил «Газете.Ru» профессор НИУ ВШЭ, ведущий сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский.
«Первая реакция на российские запреты — снижение цен на продукцию из-за увеличения предложения. Но, увидев долгосрочную тенденцию, европейские фермеры быстро сократят объем производства, поскольку низкие цены им не выгодны», — комментирует эксперт ситуацию на европейском рынке.
По мнению Портанского, Евросоюз не в состоянии полностью покрыть ущерб производителей, тем более что запрет вступил в силу неожиданно. Но за счет гибкого законодательства и регулирования европейские фермеры смогут получить дополнительные компенсации или льготы.