Администрация США усилила санкции в отношении России, сообщил в ночь на четверг сайт американской газеты The New York Times. По данным издания, дискриминационные меры, введенные из-за ситуации на Украине, охватывают ряд банков, энергетических и оборонных компаний.
Президент США Барак Обама, комментируя во время экстренной пресс-конференции в Белом доме новые дискриминационные меры против РФ, вновь заявил, что действия Москвы ослабляют экономику России, а также усиливают ее изоляцию в мире.
«Мы увидели, что Россия не предприняла шагов по урегулированию [на Украине], которые ожидались [от Москвы]», — отметил Обама.
В свою очередь, президент Владимир Путин, находящийся с визитом в столице Бразилии, призвал не торопиться с оценкой новых санкций, введенных Вашингтоном в отношении Москвы. «Надо посмотреть, что за санкции, надо с этим разобраться без суеты, спокойно», — сказал глава российского государства, отвечая на вопросы журналистов.
«Что касается санкционных мер, то они, как правило, имеют эффект бумеранга и, без всяких сомнений, в данном случае загоняют российско-американские отношения в тупик, наносят очень серьезный урон. Убежден, что это идет во вред национальным долгосрочным стратегическим интересам американского государства и американского народа, — подчеркнул Путин. — Но у нас двери не закрыты для процесса переговорного, для выхода из этой ситуации. Надеюсь, здравый смысл, желание урегулировать проблемы дипломатическими средствами возобладают».
В новом санкционном списке США речь, в частности, идет о Газпромбанке, Внешэкономбанке, компании «Роснефть», а также нефтяном терминале в Феодосии.
Глава «Роснефти» Игорь Сечин, также находящийся в Бразилиа, раскритиковал дискриминационные шаги Вашингтона против российских компаний.
«Решение о включении компании «Роснефть» в санкционный список является необоснованным, субъективным и незаконным в силу отсутствия роли компании в кризисе на Украине, — констатировал он. — Это решение также наносит ущерб американским акционерам компании, зарегистрированным в США, американским банкам, которые сотрудничают с нами по кредитным соглашениям, и это, конечно, очень грустно».
«Я также хочу сказать, что, безусловно, в силу того, что компания «Роснефть» является бюджетообразующей для России, не компания «Роснефть» является целью этих санкций, а реализация Россией собственной суверенной политики и попытка ухудшить экономическое положение наших граждан», — заявил Сечин.
Однако, по его предварительной оценке, введенные санкции не затронут сотрудничество «Роснефти» с американской ExxonMobil.
В свою очередь, источник в американской администрации уточнил, что дискриминационные меры, введенные против российских банков, подразумевают не замораживание активов, а запрет на получение ими американских кредитов на срок более чем три месяца. Как отмечает The Wall Street Journal, спустя какое-то время эти финансовые организации будут вынуждены обращаться за помощью к Центробанку России.
Также в объявленный Вашингтоном список попали российские предприятия оборонно-промышленного комплекса : НПО «Ижмаш», НПО «Базальт», Уралвагонзавод, «Алмаз-Антей» и концерн «Калашников».
Кроме того, под санкции подпадают самопровозглашенные Донецкая и Луганская народные республики, премьер ДНР Александр Бородай, первый вице-спикер Госдумы Сергей Неверов, а также министр по делам Крыма Олег Савельев.
Нерешительная Европа
Как отмечает The New York Times, лидеры Евросоюза, имеющего более глубокие экономические связи с Россией, отказались копировать американские санкции, выбрав более умеренный подход. По оценке издания, подобная ситуация может уменьшить эффект от введенных Вашингтоном ограничительных мер.
Объявления о новых санкциях ждали от саммита ЕС, который проходил вечером в среду.
Еще до него представители администрации США давали понять, что намерены ввести санкции против России чуть ли не в одиночку. Что в итоге и произошло в среду, когда Вашингтон объявил о новых дискриминационных мерах в отношении РФ, не дожидаясь окончания совещания глав государств — членов ЕС, которое завершилось лишь через час с лишним после появления на сайте минфина США нового черного списка.
По окончании саммита председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей сообщил, что главы государств и правительств стран ЕС ограничили международное финансирование проектов в России и в Крыму.
Всего принято шесть новых мер, связанных с украинским кризисом и присоединением Крыма к России. Это не третья ступень санкций, которая затрагивала бы целые сектора российской экономики, до нее, как обещали, не дошло. Но это значительное расширение предыдущей ступени.
Первая мера: ЕС существенно расширяет список тех, кто может попасть под санкции. До этого санкции Евросоюза распространялись на 72 человека и два предприятия в Крыму и Севастополе, поскольку ЕС мог накладывать ограничения только на лиц, непосредственно причастных к конфликту с Украиной. Поэтому, к примеру, в европейском списке нет Геннадия Тимченко, тогда как США уже распространили санкции и на него.
Теперь ЕС сможет ограничивать не только физлиц, причастных к конфликту, но и организации, которые «материально или финансово поддерживали действия, подрывающие и угрожающие подорвать суверенитет, территориальную целостность и независимость Украины».
Совет ЕС может рассмотреть распространение мер на «физлиц и организации, которые активно оказывали материальную и финансовую поддержку принимающим решения российским должностным лицам, ответственным за аннексию Крыма или дестабилизацию восточной Украины».
Новый санкционный список Евросовет поручил подготовить до конца июля.
Вторая мера: решено остановить поток денег европейских налогоплательщиков в Россию.
Европейскому инвестиционному банку (ЕИБ) предложено остановить финансовые операции по проектам государственного сектора в России. ЕИБ — кредитное учреждение ЕС, его акционерами выступают все страны-члены (на данный момент 28 государств). Чаще всего он кредитует проекты в энергетике, транспорте и телекоммуникациях. Вложения ЕИБ в Россию в 2013 году составили $1,4 млрд.
Третья мера: Евросоюз будет координировать позиции в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР), чтобы добиться прекращения финансирования новых российских проектов по линии банка.
О том, что такой шаг серьезно обсуждается правительствами европейских стран, агентству Bloomberg сообщили сразу несколько источников еще в начале июля.
Тогда ЕБРР заверил, что продолжит работать в России.
«Я хочу подтвердить, что ЕБРР продолжает деятельность в России, — сообщила «Газете.Ru» ведущий советник по внешним и внутренним связям Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Светлана Пыркало. — На двух предстоящих заседаниях Совета директоров есть российские проекты».
Теперь ЕБРР воздерживается от комментариев.
ЕБРР, в отличие от ЕИБ, не только европейская организация. Акционерами ЕБРР, который был создан в 1991 году для инвестиций в страны бывшего советского блока, являются 64 страны, а также ЕС и Европейский инвестиционный банк, при этом европейские страны, США и Канада владеют в нем 52,5% акций, Россия — 4,5%.
Россия стоит на первом месте по объему полученных от ЕБРР средств — €1,8 млрд ($2,5 млрд) в 2013 году. ЕБРР финансировал сельское хозяйство, девелоперов и ритейлеров. В частности, ЕБРР выступал соинвестором Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), когда тот покупал акции ММВБ в 2012 году. Принимал ли ЕБРР участие в финансировании приобретения РФПИ акций Московской биржи в июле 2014 года, неизвестно.
Четвертая мера: Еврокомиссия обещает пересмотреть двусторонние программы сотрудничества между ЕС и Россией и для каждого отдельного случая принять решение о продлении или приостановке. ЕС обещает сохранить проекты, касающиеся исключительно гражданского общества и приграничного сотрудничества.
Пятая мера: ограничиваются инвестиции в Крым как в незаконно аннексированную Россией территорию. Как заявлял глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев, на Петербургском международном экономическом форуме иностранные компании, в том числе одна европейская, показали интерес к проектам в Крыму.
Шестая мера: ЕС ждет и от международных финансовых институтов прекращения финансовой поддержки проектов, «которые прямо или косвенно означают признание этой незаконной аннексии».
Европа понимает, что Россия не оставит такие действия без ответа, однако не боится. «Не сказала бы, что очень боюсь ответных мер, — заявила канцлер Германии Ангела Меркель. — Мы не можем принять меры и ждать, что на них не последует реакции, это понятно».