Без фанатизма
Саммит БРИКС — 2014 проходит в бразильском городе Форталеза. В Конгресс-центре города на авеню Вашингтона Суареса. Отношение жителей и отдыхающих, приехавших в Форталезу из обеих Америк, равнодушное. Рядом дышит океан, и на каждом шагу тростниковая водка кашаса и коктейли кайперинья в розлив и навынос. Какой саммит, зачем саммит? Отношение бразильских властей к саммиту спокойное, без фанатизма. Рядом с Конгресс-центром асфальтируют дорогу. В городе не видно ни одного рекламного плаката саммита.
Впрочем, один плакат был. На испанском. Что-то «против БРИКС». Что именно — разобрать невозможно. Полтора десятка полисменов окружили группу из пяти протестующих женщин. Белые буквы на черном. Строго говоря, шестой саммит БРИКС стартовал досрочно, еще в понедельник вечером, когда президент Владимир Путин встретился с главой КНР Си Цзиньпином. Была запланирована и беседа с премьером Индии Нарендой Моди. Но с Моди не заладилось. Ему оперативно подыскали замену — на беседу к Путину прибыл глава ЮАР Джейкоб Гедлейхлекиса Зума.
Для Путина Зума выкроил время, хотя это, похоже, было нелегко. У Зумы четыре жены, и все четыре делят статус первой леди. Каждая требует внимания. Моди тоже женат, но с супругой, по официальной информации, расстался в юности. И, казалось бы, можно больше времени уделять государственным заботам. А с другой стороны, Форталеза — курорт, это расслабляет.
На старый рубеж с новыми силами
На вторник, судя по повестке, был назначен главный день саммита. Но лидеры не баловали журналистов информацией. Первая половина вторника прошла в обсуждении проектов соглашений и договоров. За закрытыми дверями. Не забывали лидеры и про совместные фотографирования и деловые завтраки. Все как у «большой двадцатки» или G7. А членам своих делегаций лидеры отдали на откуп пиар-акции по подписанию договоров уровнем пониже, по конкретным проектам.
Замминистра экономического развития России Алексей Лихачев, например, подписал план действий по торгово-экономическому сотрудничеству с Бразилией. С бразильской стороны подпись под документом поставил первый замминистра иностранных дел Эдуарду дус Сантус. Ориентир — достижение двустороннего товарооборота в $10 млрд. Но без указания сроков — «в среднесрочной перспективе». Помнится, рубеж в $10 млрд лидерами двух стран ставился еще полтора года назад.
Рубеж устоял и в этот раз. Объем взаимной торговли двух стран не превысил $6,5 млрд.
Во второй половине вторника, когда в Москве стояла глубокая ночь, лидеры наконец предстали перед публикой, на сцене в первом ряду. За ними на приставных стульях расположились министры и глава Центробанка Эльвира Набиуллина. В присутствии лидеров были подписаны соглашения, которые тянули на межправительственные.
Против санкций
Одно из таких соглашений — создание Фонда резервных валют. Или по-другому — Пула валютных резервов. Договор предполагает оказание странами — членами БРИКС взаимной финансовой поддержки, в том числе путем оперативного предоставления ликвидности нуждающейся стране другими участниками пула.
«Если говорить о Пуле валютных резервов, то он не направлен специально на то, чтобы противодействовать санкциям», — прокомментировала Набиуллина.
Как раз во вторник президент Барак Обама заявил, что США готовы ужесточить санкции даже без поддержки ЕС. Россия при этом не планирует пользоваться средствами этого фонда. «У нас большие золотовалютные резервы», — сказала глава ЦБ.
Обошлось без селфи
Второе ожидаемое бизнесом решение — создание нового Банка развития в объеме $100 млрд. Новым он назван потому, что ранее предполагалось создать Банк развития БРИКС, исключительно для стран — членов организации, а новый банк будет готов финансировать проекты, в основном инфраструктурные, за пределами БРИКС, пояснил в кулуарах саммита министр финансов Антон Силуанов.
Отвечая на вопрос «Газеты.Ru», будут ли страны БРИКС обладать равными правами при распределении средств Банка развития, учитывая, что основным донором выступил Китай, Силуанов сказал, что все будет решаться по справедливости.
Решения в Банке развития будут приниматься большинством голосов. Но не простым, а специальным. «Решения будут приниматься специальным большинством, предполагающим их поддержку четырьмя из пяти представителей стран — членов БРИКС», — добавил Силуанов.
Кроме того, на саммите был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между экспортно-кредитными агентствами стран БРИКС. «Меморандум может начать действовать хоть завтра и позволит бизнесу пяти стран снизить риски при выборе проектов и партнеров», — пояснил «Газете. Ru» сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик. Страхование экспорта — это стимул для бизнеса, наращивание взаимного товарооборота внутри БРИКС, добавил представитель бизнес-сообщества.
Другой участник саммита — глава Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин провел параллель между МВФ и ЕБРР с одной стороны и новым Банком развития — с другой. «У бизнеса пяти стран есть немало проектов, которые необходимо финансировать. Но в МВФ и ЕБРР, как известно, незаслуженно низкое представительство развивающихся стран, там рулит Америка. А в Банке БРИКС никакой дискриминации не будет», — говорит Никитин.
Члены российской делегации рангом пониже — около 50 человек — сидели справа от сцены и справа же от Путина и дружно хлопали и снимали процедуру подписания соглашений на планшеты и смартфоны. Но селфи на фоне Путина и китайского господина Си никто делать не решался.
Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) выступил с инициативой создания специального фонда, который бы вкладывался в инфраструктурные проекты стран БРИКС. Кирилл Дмитриев, глава РФПИ, смотрит уже на год вперед. По его словам, инфраструктурный фонд стран БРИКС, как предполагается, будет официально сформирован через год, когда саммит БРИКС будет принимать Россия. «На данном этапе свое участие в фонде уже подтвердили два суверенных фонда из стран БРИКС и три суверенных фонда из стран, не входящих в БРИКС», — сообщил Дмитриев «Газете.Ru». Общий объем средств фонда может составить от $2–3 млрд с перспективной увеличения, отметил «Газете.Ru» источник, знакомый с ходом переговоров.
Кульминацией саммита стали программные речи лидеров. Несмотря на полное несовпадение в возрасте, менталитете, вероисповедании, цвете кожи, лидеры произнесли речи, не сильно отличавшиеся по содержанию. Каждый посвящал часть своего выступления крепнущей на международной арене силе БРИКС (вопреки тренду на снижение взаимного товарооборота). Каждый обещал удвоить усилия по борьбе с бедностью, загрязнением окружающей среды... В обязательном порядке в высоких речах содержался намек на произвол руководства МВФ и безответственную политику некоторых развитых держав.
Дилма Русеф, президент Бразилии, заявила, что некоторые международные институты утратили эффективность в своей работе. «МВФ должен срочно провести перераспределение голосов в пользу развивающихся стран», — заявила Русеф. Глава КНР Си Цзиньпин изложил базовый курс тим-билдинга для развивающихся стран: «нужно укреплять партнерский дух», строить свою работу «на принципах открытости и толерантности». Господин Си несколько раз употребил фразу «необходимо твердо и непоколебимо создавать». И в итоге, если твердо стремиться к цели, то «можно создать справедливый и прекрасный мир». Зума минут пять перечислял тех, кому адресована его речь: от коллег-президентов до журналистов и экспертов на аутсорсинге, а закончил ее трактовкой палестино-израильского конфликта. Он считает, что противоборствующие стороны можно примирить.
Владимир Путин, пока сидел в президиуме, делал какие-то пометки. Похоже, вычеркивал те места из своей речи, которые повторили предыдущие ораторы. А если и затрагивал темы, которые уже звучали, то заходил с тыла, не пенял ни МВФ, ни «большой двадцатке».
От Дурбана и Форталезы до Уфы
«Государства БРИКС конструктивно взаимодействуют в рамках «Группы двадцати», активно содействуют субстантивному наполнению повестки дня «двадцатки», разработке договоренностей, призванных ускорить глобальный экономический рост и торговлю, решить проблемы занятости», — сообщил Путин и добавил, что страны БРИКС сообща работают над продвижением «одного из наиболее острых вопросов глобального управления — над реформой МВФ».
Путин дал понять, что БРИКС — не клуб по интересам, не объединение региональных вождей, а серьезная международная структура.
«За время, прошедшее с Дурбанского саммита, нам удалось добиться значительных успехов. Все планы, хочу это подчеркнуть, все планы, которые мы поставили перед собой год назад, реализованы», — заметил Путин.
А в качестве подтверждения своей мысли назвал создание нового Банка развития и Пула условных валютных резервов стран БРИКС. Саммит одобрил их учредительные документы.
На Россию, Бразилию, Индию, Китай и Южно-Африканскую Республику уже приходится 11% накопленных капиталовложений и почти 20% мировой торговли, отметил Путин. «Растет товарооборот и между странами БРИКС. За последние пять лет этот показатель практически удвоился», — подчеркнул российский лидер.
Российская сторона подготовила проект Стратегии многостороннего экономического сотрудничества БРИКС. Путин предложил вынести его на обсуждение. А решение по стратегии, похоже, будет приниматься на следующем саммите БРИКС.
Следующим после Бразилии председателем БРИКС будет Россия. Место проведения саммита — Уфа. Путин пригласил на БРИКС-2015 всех. «Мы, безусловно, обеспечим преемственность в работе нашего объединения, учтем приоритеты, выдвинутые бразильскими коллегами. В то же время постараемся обогатить нашу практическую работу и новыми идеями», — заверил Путин.
Как пояснил «Газете.Ru» президент Башкирии Рустем Хамитов, саммит БРИКС — 2015 будет организован лучше, чем нынешний. Он заверил, что еда будет вкуснее, а отели чище, чем в Форталезе. В Уфе нет пляжа и океана. Но это не такой уж и большой минус, считает башкирский глава. «В океане все равно не покупаешься — волны большие. Да и работать надо на саммите, а не отдыхать», — сказал Хамитов.
Первый день саммита закончился, лидеры отправились на концерт.