Несмотря на то что санкции затронули пока только узкий круг российских компаний, проблемы они принесли гораздо большему их количеству. Зарубежные банки теперь настороженно относятся к заемщикам из России и ужесточают требования по кредитам, пишет в четверг британская газета Financial Times.
Кредитные учреждения из США и Японии стали более настороженно относиться к заемщикам, а в банковской компании Wells Fargo сообщили изданию, что отказываются от любых новых проектов в России. «Мы предпочитаем выжидать», — заявил региональный президент по странам Европы, Ближнего Востока и Африки в Wells Fargo Джеймс Джонстон. Кредитные требования банка к российским заемщикам на конец 2013 года составляли $786 млн.
Другие американские банки сообщают, что сокращают рискованные кредитные портфели в РФ.
Так, Citigroup заявила, что ее кредитный портфель в России сократился на 9% в январе — марте. JP Morgan Chase за тот же период снизил объем кредитов на 13%, Bank of America Merrill Lynch объявил об уменьшении общей суммы заимствований на 22%.
Старым заемщикам выдвигаются новые требования — срочно погасить долги или предоставить документы, что полученные средства не попадут подпавшим под санкции компаниям или лицам. С проблемами, по сведениям источников FT, столкнулся «Металлоинвест» Алишера Усманова, которому иностранные кредиторы изменили условия по займу на сумму $1 млрд буквально за несколько дней до закрытия сделки в марте.
Сложности с рефинансированием задолженности в иностранных банках возникли у «Русала» Олега Дерипаски. Так, несколько дней назад стало известно, что компании необходимо договориться о рефинансировании кредитов на $3,68 млрд с тремя банками — Natixis, BNP Paribas и Royal Bank of Scotland (RBS). Переговоры проходят нелегко, в том числе из-за напряженной политической ситуации. RBS требует погасить долг.
Снижение странового рейтинга еще более осложнило отношение к российским заемщикам. 25 апреля рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило суверенный рейтинг РФ в иностранной валюте до BBB- с BBB, долгосрочный рейтинг в национальной валюте также был понижен до BBB с BBB+.
Внешняя конъюнктура на долговом рынке настолько ухудшилась, что 12 мая Минфин России сообщил об отказе заимствовать за рубежом в 2014 году. Хотя ранее предполагалось, что государство привлечет порядка $7 млрд.
«Количество кредитов, одобренных иностранными банками российским компаниям, за последние два месяца сведено практически к нулю, — подтверждает генеральный директор ООО «МФО «Народная Казна» Алексей Лебедев. — Хотя некоторые европейские банки пытаются продолжать работать с Россией, несмотря на угрозу новых санкций. Те банки, которые готовы выдавать кредиты, требуют от российских заемщиков прописывать в договорах немедленный возврат кредита в случае наступления санкций».
Это тяжелая ситуация не только для отдельных компаний, но и для российской экономики в целом, считают эксперты. «Традиционно внешние заимствования обходились им дешевле и привлекались на более длительные сроки», — сказала «Газете.Ru» аналитик ООО «Совлинк» Ольга Беленькая.
В выигрыше от такого положения дел может оказаться российская банковская система, поскольку компании будут вынуждены теперь занимать на родине.
«Необходимость погашения уже имеющихся внешних долгов в отсутствие возможности их рефинансирования заставляет компании в срочном порядке искать другие источники заимствований, в том числе кредиты российских банков, которые в хорошие времена для первоклассных заемщиков считались слишком дорогими», — говорит Беленькая. Тенденция уже нашла отражение в банковской статистике. «Банки, жаловавшиеся весь прошлый год на слабый кредитный спрос со стороны корпоративных заемщиков, сейчас получили возможность воспользоваться ситуацией и нарастить портфель, — добавляет эксперт. — Прежде всего это относится к госбанкам. Так, по данным ЦБ, только за первый квартал 2014 года объем кредитов банков нефинансовому сектору увеличился на 6% (рост в том же квартале 2013 года составил 1,1%). Последние данные Сбербанка за январь — апрель еще более показательны: за первые четыре месяца этого года портфель корпоративных кредитов увеличился на 9,5%, в то время как за аналогичный период прошлого года он сократился на 0,1%».
«Однако возможности заместить внешнее корпоративное кредитование внутренним ограничены относительно высокой стоимостью фондирования для российских банков, в том числе вследствие двукратного повышения ключевой ставки ЦБ, и ограничениями российских банков по достаточности капитала», — предупреждает Беленькая.
«Вряд ли российским банкам удастся занять освобождающуюся нишу в краткосрочной перспективе. Все-таки российский банковский сектор заметно ослаблен на фоне усиления контроля со стороны ЦБ», — согласен Лебедев. Хотя он не исключает, что российские банки с госучастием постараются более активно финансировать российские предприятия. «Освободившуюся нишу смогут занять азиатские банки из, к примеру, Китая, — полагает генеральный директор финансовой компании GKFX Дмитрий Раннев. — Но они проводят очень консервативную кредитную политику, и попытка занять место западных игроков на российском рынке потребует длительного времени».
При любом из этих сценариев плата для российских заемщиков возрастает. «Это приведет к удорожанию продукции российских компаний, снижению конкурентоспособности на глобальном рынке и дальнейшему замедлению в экономике. Вполне возможно, что в некоторых отраслях это приведет к сокращению рабочих мест», — отмечает Раннев.