Компания Hewlett-Packard (HP) согласилась выплатить штраф в размере $108 млн для прекращения производства по делу о даче взяток за пределами США.
HP в среду, 9 апреля, признала факты коррупции в России, Польше и Мексике. В Польше представители компании надавали взяток на общую сумму более чем $600 тыс. для заключения многомиллионного контракта с полицией. В Мексике HP выплатила более $1 млн в рамках получения заказа от государственного нефтяного концерна Pemex.
Но основные издержки на «слуг народа» компания Hewlett-Packard понесла в России. В первую очередь предметом расследования, начатого прокуратурой Дрездена, стал контракт между бывшей дочерней компанией HP немецкой Hewlett-Packard ISE GmbH и Генеральной прокуратурой России на сумму €35 млн. По этому контракту в 2001–2006 годах HP поставляла и устанавливала компьютерное и другое оборудование. Всего же проект автоматизации оценивается более чем в $100 млн.
Позже к расследованию подключилась тяжелая артиллерия — министерство юстиции и комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) США, действуя согласно закону о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA).
После этого усиления стало ясно, что HP уже не отвертеться от наказания. Выяснилось, что
в России Hewlett-Packard ISE GmbH давала взятку некоему представителю правительства на сумму более $2 млн для получения контракта.
HP сочла за благо все признать, деятельно раскаяться и выплатить штраф, чтобы завершить досудебным соглашением обвинения во взятках. Министерство юстиции США отметило, что корпорация добросовестно сотрудничала со следствием. А сама НР открестилась от нарушителей в своих рядах. «Подобное неподобающее поведение допустило небольшое число людей, которые больше не работают в компании», — заявил главный юрисконсульт HP Джон Шульц.
«Отделения HP создали взяточный фонд для выплат, построили сложную сеть подставных компаний и банковских счетов, чтобы отмывать деньги, использовали двойную бухгалтерию для отслеживания получателей взяток и использовали анонимные аккаунты e-mail и предоплаченные мобильные телефоны, чтобы организовывать тайные встречи и передавать сумки с деньгами», — заявил заместитель генерального прокурора США Брюс Шварц. Взятки передавались через подставные компании, зарегистрированные в США, Британии, на Британских Виргинских островах и в Белизе. Деньги отмывались в банках Швейцарии, Литвы, Латвии и Австрии. Деньги, выделенные на взятки, шли на оплату «путешествий, автомобилей, драгоценностей, одежды, дорогих наручных часов, оборудования для плавательных бассейнов, мебели, бытовой техники и других товаров».
В России, как пишут прокуроры, проект не только стоил более $100 млн, но HP Russia рассматривало его как «золотой ключик», который мог бы отпереть дверь к другим заказам российских властей еще на $100–150 млн.
С точки зрения американской и вообще западной юстиции местные компании должны нести наказание за подкуп чиновников, даже если это иностранные чиновники.
«Подобный случай не является исключительным в деятельности правоохранительных органов стран Европы и Америки. Так, в Великобритании действует специальное учреждение — Отдел по борьбе с мошенничеством в особо крупном размере (Serious Fraud Office, SFO), а соответствующие положения, возлагающие ответственность за дачу взятки иностранным должностным лицам, были внесены в Акт о коррупции 2010 года, — отмечает юрист компании «Хренов и партнеры» Александр Костин. — Из недавних примеров можно сослаться на наложение штрафа в 2011 году на издательство Oxford University Press, которое через подконтрольные юридические лица в Танзании давало взятки должностным лицам министерства образования за победу в тендере на обеспечение образовательными пособиями. По итогам рассмотрения дела Oxford University Press и SFO заключили соглашение, в соответствии с которым издательство выплатило 2,9 млн фунтов стерлингов».
Для бизнесменов залог успеха — поведение, адекватное внешней среде ведения бизнеса. Поэтому там, где вопросы легче решать дачей взяток, для них велик соблазн так и поступать.
Неудивительно, что случай с HP — не единственный в России. Только исходя из инициированных различными органами США расследований в этот список попадают компании Cisco, Microsoft, Pfizer, Daimler (получение взяток силовиками на сумму более €5 млн при закупке автомобилей «Мерседес» в 2010 году), Siemens (взятки при поставке медицинского и телекоммуникационного оборудования).
«Реальной причиной подобных участившихся скандалов стало принятие FCPA в США и UK Bribery Act в Великобритании, — считает управляющий партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Руслан Коблев. — Суть указанных законов состоит в том, что при выявлении фактов коррупции к ответственности привлекается не только физическое лицо — взяткодатель, но и сама компания подвергается огромным штрафам, которые могут быть кратными от прибыли. На сегодняшний день практика этих законов на Западе позволяет действенно бороться с фактами коррупции.
Эти законы были направлены на реальную борьбу с самими взяткодателями в лице крупных компаний, при этом не только США и Великобритании, а также в отношении компаний, осуществляющих свою деятельность под юрисдикцией указанных стран. Таким образом, под действие данных законов могут попасть и российские компании, действующие на территории США и Великобритании».
«Одними из самых успешных расследований в рамках FCPA стали антиккорупционные расследования в отношении компаний Johnson & Johnson и Daimler, в результате которых эти компании подверглись многомиллионным штрафам», — оценивает Коблев.
С учетом того, что бизнес-среда в России в сторону снижения уровня зарегулированности не меняется, нельзя исключать и новых фактов доказанной коррупции чиновников в России со стороны западных фирм. Правда, для этого необходимо, чтобы делом заинтересовались компетентные органы, например, в США или Великобритании. Или хотя бы прокуратура Дрездена.
«Если результатами этих скандалов в России станет привлечение к уголовной ответственности взяткополучателей вне зависимости от их статуса, эти
зарубежные законы станут одним из самых эффективных методов борьбы с коррупцией», — считает Коблев.