Продажи ноутбуков и ПК падают, сообщает в пятницу аналитическая компания IDC, подводя итоги исследования российского рынка персональных компьютеров за третий квартал 2013 года. По данным исследования, за этот период в Россию было поставлено около 2,71 млн настольных и портативных ПК. Рынок ПК в целом сократился на 30,7% в штучном выражении и на 23,9% в денежном выражении по сравнению с третьим кварталом 2012 года.
В пятерку лидеров российского рынка ПК по итогам третьего квартала вошли компании Lenovo (19,7% от общего числа поставленных за квартал ПК), Hewlett-Packard (15,5%), ASUS (14,3%), Acer (11,4%) и DNS (6,5%). По сравнению с прошлым кварталом список значительно изменился: во втором квартале 2013 года первое место было у Acer, второе занимала Lenovo, третье — ASUS, четвертое — Hewlett-Packard, пятое — DNS.
Поставки настольных ПК за третий квартал 2013 года сократились почти на 14,8% относительно прошлого года и составили 907 тыс. штук. Доля моноблоков составила 15% от всех поставленных за отчетный период настольных ПК. Hewlett-Packard, DNS и Lenovo возглавляют список лидеров в сегменте десктопов. Замыкают пятерку лидеров по поставкам на рынок настольных ПК компании DEPO Computers и Acer.
Сегмент ноутбуков сократился значительно ощутимее, на 36,7% по сравнению с показателями третьего квартала 2012 года, сами поставки составили 1,8 млн штук. Первую строчку в списке лидеров занимает компания Lenovo, далее следуют ASUS, Hewlett-Packard и Acer.
Продажи ноутбуков снижаются под влиянием нескольких факторов: заметной потери интереса потребителей к нетбукам, стремительного роста популярности планшетов и фаблетов, а также экономической ситуации в стране в целом
(она оказывает определенное негативное влияние на рост доходов населения, в такие моменты IT-сектор не является приоритетным в покупательском спросе), рассказала «Газете.Ru» аналитик IDC Наталья Виноградова.
На рынке ноутбуков происходит плавное перераспределение структуры предложения в сторону ультрамобильных ноутбуков – потребители проявляют все больший интерес к гаджетам-трансформерам, совмещающим возможности ноутбука и планшета. «Доля таких устройств имеет тенденцию к росту, но существенное снижение цен на данные продуктовые линейки пока не зафиксировано», — отмечает Виноградова.
Если сопоставить рынки планшетов и недорогих ноутбуков в денежном выражении, то можно говорить о том, что рынок ноутбуков уменьшился на ту же сумму, на которую вырос рынок планшетов, добавила аналитик.
«Многие домашние пользователи ноутбуков не занимаются созданием контента, требующего установки программного обеспечения, мощности процессора, дополнительных периферийных устройств. Большинство пользователей потребляют готовый контент. Для этих целей вполне подходит планшет. Дополнительно пользователи получают мобильность», — рассуждает Наталья Виноградова. На сегодняшний день планшет проще в использовании, более эргономичен и конкурентен по цене. Покупка планшета заставляет многих пользователей откладывать приобретение нового ноутбука как минимум на год или два, заключила она.
Несмотря на падение спроса на ноутбуки, цены на них в России практически не изменились.
По итогам 2012 года средняя цена на ноутбуки в сети магазинов «М.Видео» составляла около 19 700 руб., по итогам первого полугодия 2013 года она снизилась, но очень незначительно, до 19 500 руб., рынок в целом демонстрирует схожие тенденции, рассказала «Газете.Ru» менеджер по связям с общественностью «М.Видео» Регина Роднянская. При этом в магазинах сети выросла доля ноутбуков бюджетного и среднего ценовых сегментов (стоимостью от 13 тыс. до 20 тыс. руб.), по сравнению с прошлым годом, отметила она.
Средняя цена ноутбуков остается на одном уровне в течение последних двух лет, сообщила «Газете.Ru» директор по связям с общественностью сети «Эльдорадо» Ирина Цеплинская. В третьем квартале 2013 года динамика цен сезонная, средняя цена на ноутбук в этом году на 5% ниже показателей 2012 года, добавила она. «В результате прошлогоднего снижения продаж в школьный сезон многие ритейлеры вышли на рынок с предложениями в низком ценовом сегменте, так называемыми ноутбуками «для дома и учебы», эта тенденция сохраняется и в текущем году, — уточнила Ирина Цеплинская. — Однако стоит отметить, что все большим спросом начинают пользоваться «продвинутые» легкие модели в тонком корпусе».
Другие данные сообщает аналитик УК «Финам» Максим Клягин. Ноутбуки, прежде всего сравнительно недорогие модели с простой аппаратной частью, конкурентную борьбу пока определенно проигрывают, и из-за этого розничные цены продолжают снижаться, сообщил он «Газете.Ru». «Цены на ПК на российском рынке падают уже несколько лет подряд. В сегменте мобильных компьютеров снижение, несомненно, носит более выраженный характер», — говорит аналитик.