В четверг Верховная рада утвердила состав нового правительства Украины. Премьер-министром страны стал руководитель парламентской фракции «Батькивщина», один из политических лидеров Майдана Арсений Яценюк. За предложенный им список членов кабинета проголосовал 331 депутат Рады — таким образом, период безвластия закончился, и страна, наконец, получила кабинет министров.
«Я могу заранее сказать, какая судьба у всех членов кабмина: это политические камикадзе», — заявил с трибуны парламента новый премьер.
«Я хочу подчеркнуть, что, видимо, стану самым непопулярным премьер-министром Украины за всю историю, но я должен признать честно: страна находится в разрухе, казна пуста. И я буду вынужден принимать множество непопулярных мер. Но мы сделаем все возможное, чтобы не допустить дефолта», — указал Яценюк.
Картина, которую рисует глава правительства, печальна. Несмотря на то что он не располагает окончательными и достоверными данными о состоянии государственного бюджета, «госказна в Украине разграблена и пуста». Золотовалютные резервы Национального банка снизились до $15 млрд, а остатки на едином счете Государственной казначейской службы находятся на уровне 4,3 млн гривен (или, по официальному курсу Нацбанка, не соответствующему реальному положению дел — $451 тыс.). Госдолг Киева достиг $75 млрд, или вдвое больше, чем в 2010 году. Ранее Яценюк говорил, что за последние три года предыдущей властью из страны в офшорные зоны было выведено порядка $70 млрд. «Получено $37 млрд кредитов, которые исчезли в неизвестном направлении», — сказал новый премьер.
«Сейчас нужно найти 4 млрд гривен на то, чтобы заплатить помощь семьям с детьми, и 8 млрд гривен в Пенсионный фонд для того, чтобы начать выплату пенсий в марте», — вторит своему начальнику новый министр социальной политики Людмила Денисова.
Таким образом, больше $1 млрд нужно на социальные выплаты. Только что избранный министр финансов Александр Шлапак уже сказал, что кабмин планирует в ближайшее время провести секвестр государственного бюджета. «Я убежден, что это нужно сделать, и я буду настаивать, чтобы это было сделано как можно скорее. Нужно принять реальный бюджет, каким бы он болезненным ни был. Мы сделаем бюджет на реальных макропоказателях, на реальной доходной базе и предложим парламенту, чтобы парламент с нами разделил ответственность за реальное положение вещей в нашем государстве», — сказал Шлапак.
Впрочем, остается непонятным, какой выход из ситуации видят в правительстве. Единственное, в чем солидарен кабмин, — это необходимость хоть где-нибудь отыскать деньги. «Мы сделаем все возможное, чтобы не допустить дефолта», — заявлял Яценюк. Министерство финансов второй день проводит внеплановые аукционы по размещению облигаций внутреннего государственного займа. Однако привлеченные таким образом средства малы. Единственный выход — получение внешней помощи. «У нас есть возможность для стабилизации финансовой системы, для восстановления экономического роста, для наполнения бюджета, для войны с коррупцией, для того, чтобы в среднесрочной перспективе Украина вернулась к нормальной экономической и политической жизни», — говорил Яценюк, будучи еще в статусе кандидата в премьеры.
И для этого избранное правительство хочет получить помощь и из Москвы, и от западных партнеров. «Безусловно, мы с Россией будем вести переговоры по поводу продолжения кредитной линии (на $15 млрд. — «Газета.Ru»). Думаю, мы попробуем это сделать в самые короткие сроки — возможно, даже на следующей неделе», — заявил Шлапак.
Между тем более выгодного партнера кабмин планирует, видимо, найти в лице международных финансовых организаций.
«Что необходимо безотлагательно сделать для стабилизации финансовой системы — это программа с Международным валютным фондом. Как только будет подписана программа с МВФ, в золотовалютные резервы Украины придут деньги, мы стабилизируем ситуацию», — видит выход из сложившейся ситуации Яценюк. Министр финансов надеется, к примеру, получить от МВФ «не меньше $15 млрд».
«Я считаю, что программы МВФ на сумму $15 млрд будет достаточно, чтобы стабилизировать ситуацию в экономике Украины», — солидарен со Шлапаком руководитель аналитического подразделения группы «Инвестиционный Капитал Украина» (ICU) Александр Вальчишен. «Для стабилизации нужно немного. На этот год $15 млрд более чем достаточно», — поддерживает коллег руководитель аналитического департамента Concorde Capital Александр Паращий.
Выделение средств от иностранных партнеров даст сигнал для экономических агентов, успокоит валютный рынок и даст уверенность внешним кредиторам.
«Это основная краткосрочная задача», — отмечает Паращий. Однако кредит потребует выполнения предписаний кредиторов. «Новое правительство должно немедленно начать переговоры с МВФ и принять все решения для получения средств МВФ, Евросоюза и других международных институтов», — заявил кандидат в премьеры. «Возможно, под нового премьера кредит будет выдан авансом. Дальше пойдем по стандартному списку — либерализация валютного рынка, секвестр бюджета, поднятие тарифов», — рассказывает эксперт. Уже сейчас Яценюк заявляет, что намеревается принять меры по сокращению расходов госбюджета на субсидии и соцпрограммы. По мнению украинских экономистов, такие меры могут придать импульс экономике страны. «Для этого нужно провести секвестр бюджета, поднять тарифы на газ и желательно на электроэнергию для населения», — говорит аналитик Concorde Capital.