На банковском рынке обсуждают грядущее появление списка системно значимых банков, за которыми будет установлен усиленный надзор со стороны ЦБ и к которым, возможно, предъявят более высокие требования по достаточности капитала. В список могут войти 50 банков, на которые приходится 80% от общего объема активов российской банковской системы. Их банкротство может создать опасность для всей финансовой системы.
Рейтинговые агентства рассчитывают, что государство окажет таким банкам поддержку в случае угрозы банкротства. Именно поэтому они присваивают им более высокие рейтинги.
Фактор потенциальной господдержки уже заложен в рейтинги.
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's при присвоении рейтинга банку добавляет ступени в случае, если оценивает его системную значимость как высокую или умеренную, поскольку полагает, что государство окажет поддержку банку в случае, если над ним нависнет угроза банкротства. Это следует из отчета S&P, представленного в Москве 22 января.
К примеру, в случае с Газпромбанком уровень собственной кредитоспособности оценивается на уровне BB, но S&P присвоило банку долгосрочный кредитный рейтинг на две ступени выше — BBB-, поскольку эта организация связана с государством и вероятность господдержки высокая. В случае с Альфа-банком рейтинг собственной кредитоспособности был оценен на уровне BB, итоговый рейтинг — на уровне BB+ (на одну ступень выше). Агентство считает, что этот частный банк поддержит государство.
Среди частных банков, имеющих рейтинги S&P, которые могут получить поддержку со стороны государства в случае обострения ситуации, аналитики агентства называют также Промсвязьбанк, МДМ Банк, «Уралсиб», Московский кредитный банк, «Русский стандарт» и АБ «Россия», полагают эксперты S&P.
Другие агентства придерживаются такой же методики. При присвоении рейтингов банков Fitch учитывает возможность получения поддержки банком со стороны государства, речь идет как о госбанках, так и о частных, говорит «Газете.Ru» младший директор Fitch Дмитрий Васильев.
«Вероятность поддержки от государства оценивается агентством отдельно в каждом конкретном случае, с учетом доли владения государства или системной значимости банка», — уточняет эксперт.
«При наличии доступа к поддержке рейтинги повышаются на одну или несколько ступеней по сравнению с рейтингом собственной финансовой устойчивости банка (то есть до поддержки)»,
— поясняет Ольга Ульянова, вице-президент — старший аналитик московского филиала Moody's Investors Service.
«В наших рейтинговых оценках банков из топ-50 учитывалось, что это банки социально значимые и в случае проблем их поддержит государство», — сообщил «Газете.Ru» глава Национального рейтингового агентства Виктор Четвериков.
Пока не понятно, какие именно банки войдут в список системно значимых. Включение в список не будет автоматически означать пересмотра рейтингов, говорят опрошенные «Газетой.Ru» представители агентств. Но пересмотр все же возможен. Все будет зависеть от того, какие требования ЦБ предъявит к системно значимым банкам и на какой объем помощи они смогут рассчитывать в случае возникновения проблем.
Этот вопрос пока остается открытым.
Список системно значимых банков воспринимает как «белый» список банков, которые будут спасены. Однако это скорее «список идущих на медаль», заявила ведущий аналитик по финансовым институтам S&P Ирина Велиева.
«Если повышенные требования к нормативам будут введены, помимо представления более детальной отчетности и более тщательного надзора, как ожидается сейчас, мы, естественно, будем учитывать это в нашем анализе. Мы пока не планируем пересматривать рейтинги российских банков, которые потенциально войдут в список системно значимых:
нет никаких оснований считать, что все банки из этого списка автоматически получат доступ к дополнительной государственной поддержке. Даже само количество потенциально системно значимых банков в России свидетельствует о том, что поддержка всех этих банков за счет государственных ресурсов невозможна»,
— говорит Ольга Ульянова.
В любом случае появление списка отразится на всем банковском секторе.
Если для системно значимых банков будут введены более жесткие правила регулирования, это замедлит рост их активов в секторах с более высоким уровнем рисков, снизит темпы роста бизнеса, и в итоге менее крупные банки получат ряд преимуществ, не исключают эксперты S&P.
На развитие конкуренции в связи с более высокими требованиями к системно значимым банкам рассчитывали и опрошенные ранее эксперты.
«Системно значимые банки нужно сдерживать с точки зрения доминирующего или даже монопольного положения во многих сферах, чтобы они не злоупотребляли своими возможностями. Они своими действиями могут влиять на всех участников», — говорил «Газете.Ru» глава отдела рейтингов кредитных институтов агентства «Эксперт РА» Станислав Волков.
Однако преимуществами мелкие банки вряд ли смогут воспользоваться.
Крупнейшие банки по-прежнему будут доминировать на рынке.
«Банки из списка системно значимых не перестанут заниматься рискованными операциями, как бы ни давил ЦБ, а на увеличение норматива достаточности капитала ЦБ и так настаивает в рамках введения Базеля III», — утверждает Виктор Четвериков.