У бюджета на 2014 и плановый период 2015–2016 годов есть существенные риски неисполнения. Это следует из предварительных итогов оценки проекта бюджета Счетной палатой. Их озвучила на парламентских слушания по бюджету глава СП Татьяна Голикова.
Счетная палата в настоящее время работает над заключением по проекту бюджета на 2014 и плановый период 2015–2016 годов. В соответствии с бюджетным законодательством, оно должно быть готово в течение 10 дней после того, как проект вносится на рассмотрение в Госдуму. Правительство внесло проект бюджета на следующие три года 30 сентября. Коллегия Счетной палаты планирует рассмотреть этот вопрос 10 октября.
Предполагается, что в следующем году ВВП вырастет на 3%, в 2015 году — на 3,1%, в 2016 году — на 3,3%. Доходы в 2014 году составят 13,57 трлн руб., в 2015-м — 14,564 трлн руб., в 2016 году — 15,906 трлн руб. Расходы — 13,96 трлн руб. в 2014 году, 15,361 трлн руб. — в 2015-м и 16,392 трлн руб. — в 2016 году.
Также проект бюджета предполагает увеличение дефицита бюджета в 2014–2015 годах с 0,5 до 1% ВВП, затем его сокращение до 0,6% ВВП в 2016 году.
В 2013 году дефицит может составить 0,7% ВВП, сообщал 7 октября глава Минфина Антон Силуанов после совещания у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева по корректировке федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014–2015 годов.
По ряду показателей, необходимость выполнения которых была прописана в бюджетном послании президента, а также в его майских указах, уже наблюдается положительная динамика, замечает Голикова. Речь, в частности, идет о принятых мерах по оптимизации структуры бюджетных расходов, принятых мерах по улучшению налогового администрирования. Однако есть риск того, что указы президента не будут выполнены в установленные сроки. В проекте бюджета на их исполнение заложено 2,1 трлн руб.
<2>«Прогнозируемая динамика отдельных показателей макроэкономических показателей — по производительности труда, объемам инвестиций в основной капитал — позволяет сделать вывод о рисках их недостижимости в установленные сроки», — заявила Голикова.
Кроме того, в проекте бюджета оказались не представлены расчеты по доходам на сумму примерно в 400 млрд руб. ежегодно. Это около 3% от общей суммы прогнозируемых доходов за 2014 год.
«Это не означает, что они не учтены в бюджете. Поскольку расчеты по этим доходам не приведены в пояснительной записке, соответственно, вызывают вопросы достоверность и качество прогноза по этим доходам», — сказала Голикова.
Не рассчитаны поступления от акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо, ввозимых в Россию, уточнили «Газете.Ru» в Счетной палате. Поступления от них только за девять месяцев этого года составили 4,1 млрд руб., сказала Голикова.
В числе нерассчитанных доходов значатся платежи за пользование недрами, в случаях, оговоренных в лицензии при пользовании недрами континентального шельфа в России, в исключительной экономической зоне РФ и на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, указала Голикова. Ожидаемые поступления по этой статье составляют 50,7 млрд руб.
«Либо мы не планируем эти доходы в 2014 году, либо мы их обнуляем. Но ответа пока мы в пояснительных материалах к бюджету не нашли», — говорит Голикова.
Есть риски и по невыполнению планов по доходам, сказала глава СП.
Если ВВП не вырастет на запланированные 3%, то поступления по налогу на прибыль и НДС будут ниже.
Кроме того, есть риски не выполнить планы по поступлениям от экспортных пошлин на темные нефтепродукты в связи с тем, что прогнозируется сокращение объемов их производства, и по экспортным пошлинам на темные нефтепродукты, поставляемые в Казахстан и Белоруссию, «в случае нератификации соответствующих международных соглашений», уточнила Голикова.
Счетная палата ставит под сомнение и выполнение параметров по дефициту бюджета.
Источником покрытия дефицита являются доходы от приватизации. В 2014 году они запланированы на уровне 196,8 млрд руб., в 2015-м — 158,5 млрд руб. и в 2016 году — 99,9 млрд руб.
Но уже в этом году правительство получит от приватизации 52 млрд руб. вместо запланированных 427 млрд руб.
В проекте бюджета поступления от приватизации на следующие три года уже существенно сократились по сравнению с федеральным законом о бюджете, принятым в 2012 году. В частности, на 2014 год объем поступлений от приватизации сокращен в 1,68 раза из-за неблагоприятной ситуации на рынке.
Но Голикова не исключила, что в 2014 году план по приватизации все равно не будет выполнен.
«Тогда правительству и Минфину необходимо будет искать дополнительные источники финансирования дефицита в 2014–2016 годы. Возникают риски неисполнения показателей дефицита бюджета по источникам финансирования в 2014 году», — сказала она.
В целом власти признают, что программный принцип, по которому впервые составлен бюджет на следующие три года (в его основу легло 40 федеральных программ), пока не удается в полной мере реализовать.
Это признали глава Минэкономразвития Антон Силуанов и Татьяна Голикова.
«Не все программы отражают реалистично ситуацию с их финансовым наполнением», — сказал Силуанов.
«Параметры бюджета существуют сами по себе, государственные программы — сами по себе. Сроки выполнения программ варьируются. Это затрудняет их согласование между собой. Отсутствуют разделы по взаимосвязи со смежными госпрограммами», — перечисляет Голикова.
Министерства и ведомства должны скорректировать программы с учетом объемов финансирования, которые прописаны в бюджете на 2014–2016 годы, до 29 октября. Однако Голикова заявила, что объем корректировки программ настолько большой, что выполнить эту работу полностью и устранить все недочеты до конца месяца не удастся.
«Госпрограммы, на мой взгляд, не являются эффективным инструментом поддержки экономического роста. Важнее применение бюджетного правила — сдерживания роста зависимости экономики от цен на нефть и роста расходов. В целом ситуация с точки зрения бюджетной политики не является критичной. Бюджет близок с сбалансированному, — говорит «Газете.Ru» главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. — Но есть структурные слабые моменты, которые влияют на положение дел. Это по-прежнему большая зависимость экономики от цен на нефть и экспортные товары, а также замедление темпов роста экономики».
ВВП в 2014 году может составить не 3%, а 2%. Минэкономразвития не учло ряд факторов, влияние которых приведет к потере 1 процентного пункта роста ВВП, говорит главный экономист Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов.
«Министерство экономического развития рассчитывает на увеличение темпов роста экспорта. Однако сырья мы вряд ли будем вывозить больше, поскольку у потребителей в том числе действуют программы энергосбережения. Кроме того, следует учесть, что со следующего года темпы роста инвестиций существенно замедлятся по причине того, что олимпийские объекты в Сочи будут достроены. Кроме того, будет расти импорт. В итоге эти факторы приведут к тому, что ВВП вырастет не на 3, а на 2%, это минус $20 млрд», — говорит «Газете.Ru» Миронов.
Достижение показателей динамики роста в 2014 году может быть достигнуто при нескольких условиях, признает Антон Силуанов. Это восстановление роста мировой экономики, в первую очередь европейских стран, стабилизация цен на экспортные товары (металлы — в первую очередь) и возможность для российских предприятий снизить издержки за счет заморозки тарифов естественных монополий.
Экспорт «вряд ли будет тем двигателем экономического роста, как до кризиса», заявила глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
Также свой потенциал исчерпал и внутренний потребительский спрос, который ранее был обеспечен ростом доходов и потребительского кредитования.
«Попытки стимулировать спрос ведут к росту импорта и надуванию пузырей на рынке потребительского кредитования», — предупредила она.