Рецессии экономики России во втором полугодии не будет, успокоил во вторник журналистов министр экономического развития Алексей Улюкаев.
Разговоры о рецессии в 2013 году были вызваны данными статистики первых месяцев года. Согласно Росстату, ВВП в I квартале 2013 года вырос всего на 1,6% (относительно I квартала 2012 года).
По данным Минэкономразвития (МЭР), за январь — май рост ВВП составил 1,8% против 4,5% годом ранее. Промышленность и вовсе от месяца к месяцу то растет, то падает. В целом же за первую половину 2013 года промышленное производство выросло на 0,1% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года (в первой половине 2012 года был рост на 3,1%).
Правда, в МЭР полагают, что государственное статистическое ведомство поскупилось на оценку роста промышленного производства. «Июнь, по предварительной оценке, дал хорошие результаты. Есть то, что дал Росстат, а оценку с учетом сезонного и календарного факторов мы свою еще дадим. Она предварительно выше, чем у Росстата, — заявил заместитель Улюкаева Андрей Клепач. — В июне есть хороший скачок, который компенсирует провал по маю».
Но не «хороший скачок» в одном месяце, а только слом всей рецессионной тенденции может позволить достичь целевых показателей министерства — роста промышленности на 2%, а ВВП — на 2,4% в 2013 году.
Прогнозы международных организаций, как правило, чуть более пессимистические, чем официальные оценки. Международный валютный фонд обещает российской экономике прирост ВВП в 2,5%, Всемирный банк — в 2,3%, агентство Fitch — в 2,2%, Европейский банк реконструкции и развития — в 1,8%.
Очевидно, чтобы достичь этих годовых показателей, необходимо заметное ускорение роста ВВП во втором полугодии.
«Мой скорректированный прогноз по темпу роста ВВП на текущий год — 2,6%, в этом случае средний рост в III-IV кварталах должен складываться не ниже уровня 2,9%, — подсчитывает руководитель направления по макроэкономике банка «Петрокоммерц» Дмитрий Харлампиев. — Вероятность рецессии в российской экономике в течение года я оцениваю не выше чем в 30%». На улучшение показателей надеется и Улюкаев. «Думаю, что в следующем полугодии у нас есть шансы на некоторое ускорение экономики, — приводит его слова «Интерфакс». — Я думаю, что рост во втором полугодии будет больше, чем в первом».
По мнению чиновников и ряда аналитиков, восстановлению роста будет способствовать целый ряд факторов.
Во-первых, произойдут значительные улучшения в отдельных отраслях по сравнению с 2012 годом. «Мы ожидаем, что будет некоторая позитивная динамика во втором полугодии. И в сельском хозяйстве, в пищевой промышленности, потому что в прошлый год был большой провал. Определенная позитивная динамика должна быть», — сказал ранее, в пятницу, 12 июля, Клепач в кулуарах выставки «Иннопром-2013», сообщает РИА «Новости». И действительно, по данным Министерства сельского хозяйства, урожайность зерна на 27% превысила прошлогодний показатель.
Во-вторых, инфляция, которая в годовом выражении составила 6,9%, во втором полугодии снизится, чему богатый урожай тоже поспособствует. «Я думаю, что инфляция будет меньше 6%, если не произойдет никаких скачков на рынке продовольствия», — отметил Клепач. Этого же ожидает и Центробанк.
В-третьих, по ожиданиям большинства экспертов, Банк России прибегнет к смягчению денежно-кредитной политики, что должно стимулировать экономику через удешевление кредитования. «Не исключено, что ближе к концу периода проявится эффект от смягчения денежно-кредитной политики, о котором (в количественном выражении) было объявлено на последнем заседании ЦБ РФ», — надеется Харлампиев. Банк начал придумывать и новые каналы снабжения коммерческих банков деньгами. Например, рефинансирование под залог нерыночных активов с плавающей процентной ставкой. Бывший первый зампред Центробанка, Улюкаев похвалил изобретательность нового его главы Эльвиры Набиуллиной. «Я считаю, что это абсолютно правильное решение, — заявил он. — Это такой вариант смягчения, который, на мой взгляд, сейчас продуктивнее, чем просто ослабление политики через снижение процентных ставок». Впрочем, аналитики ожидают, что уже этой осенью ЦБ начнет и череду понижения ставок.
В-четвертых, по мнению главы Сбербанка Германа Грефа, макроэкономическая ситуация в России одна из лучших в мире, что придает ей высокую финансовую устойчивость. «Наш государственный долг ниже 10% от ВВП, в ряде европейских стран — выше 100%, — пояснил Греф. — Поэтому нам объявить дефолт — это невероятная ситуация». Стабильным будет и курс рубля. «Золотовалютных резервов Центрального банка свыше полутриллиона долларов, этих ресурсов хватит, чтобы отбить любые спекулятивные атаки, если таковые будут», — заявил Греф. «Есть основания рассчитывать на замедление оттока капитала и наращивание инвестиций в основной капитал», — полагает Харлампиев. Рубль, как представляется, несколько недооценен, поэтому на фоне предполагаемого сокращения отрицательного «капитального» сальдо целевой диапазон на конец года — 31,0—31,5 рубля за доллар, прогнозирует аналитик.
В-пятых, бюджетная политика тоже должна быть более стимулирующей. «Первая половина года была очень слабой отчасти из-за жесткой бюджетной политики. Если в первой половине 2012 года расходы бюджета росли почти на 30%, то за первую половину этого года они вообще не выросли, — добавляет главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова. — По этой причине мы рассчитываем на ускорение темпов роста расходов в ближайшие месяцы, что должно поддержать темпы роста ВВП».
«Мы ожидаем, что во втором полугодии ситуация будет постепенно улучшаться, поскольку инфляция замедляется и процентные ставки могут быть снижены, — отмечают аналитики Sberbank Investment Research Евгений Гавриленков, Антон Струченевский и Сергей Коныгин. — Кроме того, улучшение динамики в сельскохозяйственном секторе должно стимулировать рост в пищевой промышленности и в производстве сельскохозяйственной техники. В целом мы ожидаем, что по итогам года рост промышленного производства составит около 2%». А при ускорении всей мировой экономики и стабильно высоких ценах на нефть в 2014 году темп роста ВВП может составить до 3%, считает Харлампиев.
Впрочем, не все эксперты разделяют такой оптимизм. Может вмешаться внешний фактор, прежде всего китайский. «Тяжелая ситуация в экономике Китая — падает по росту, сложная ситуация в финансовом секторе», — отметил Греф. Если рост в Китае продолжит стремительно снижаться, то по итогам 2013 года темпы роста российской экономики могут оказаться ниже 2,2%, на которые мы ориентируемся, предупреждает Орлова.
Но самой большой проблемой может стать застревание российской экономики в ситуации стагнации, если все вышеперечисленные факторы не сработают.
Важно, что стагнация включает в себя консервацию структуры экономики, ее негибкость и невосприимчивость к нововведениям. Согласно очередному бюллетеню «Новый КГБ», подготовленному Центром развития НИУ ВШЭ, стагнация экономики России в ближайшие месяцы продолжится и может даже усилиться.
Существование в режиме стагнации, полагают эксперты ВШЭ, не ограничится плавным затуханием всех процессов: дисбалансы усиливаются, и возникают новые очаги нестабильности, «в том числе под влиянием непоследовательной политики государства».
И чем дольше продлится такая ситуация, тем сложнее экономике будет выйти на траекторию роста вследствие нарастания инерции.
По итогам II квартала 2013 года сокращение торгового сальдо и сохранение значительного оттока капитала привели к ухудшению состояния платежного баланса, что, в свою очередь, вызвало ослабление рубля. Снижение курса, считают эксперты, при этом не приведет к заметному изменению траектории импорта, но вызовет ускорение темпов роста цен на импортные товары. Инфляция под влиянием этого фактора, а также повышенных тарифов на услуги естественных монополий будет расти.
Другим источником дисбаланса остается рост заработных плат на фоне снижения производительности труда в экономике.