Противодействие протекционизму и упрощение процедур торговли значатся в главных пунктах предложений «бизнес-двадцатки» правительствам G20, рассказал сопредседатель группы «Торговля как фактор роста» B20 Алексей Мордашов. Несмотря на быстрое восстановление мировой торговли после кризиса, протекционизм остался серьезной проблемой. По экспертным данным, до кризиса протекционизм занимал 1% мировой торговли, сейчас он вырос до 3%. Согласно мониторингу начиная с саммита «группы двадцати» в Вашингтоне (ноябрь 2008) до октября 2012, странами «группы двадцати» было введено 715 протекционистских мер, пояснил «Газете.Ru» Андрей Лаптев — шерпа Алексея Мордашова и начальник управления корпоративной стратегии «Северстали». В среднем за период 2008—2012 годов каждая страна из «группы двадцати» ввела 45 протекционистских мер (в зависимости от страны минимальное количество мер было 2 и максимальное достигло 9).
По словам Лаптева, данные меры вводили в разной степени все страны «двадцатки», они включали в себя прежде всего такие нетарифные меры, как ограничение экспорта, санитарные и фитосанитарные ограничения, технические барьеры. Пока данные ограничения затронули лишь 3% от общего объема торговли. Участники группы единогласно выступают за продление моратория на протекционистские меры, усиление мониторинга и поэтапную отмену уже введенных ограничений, подчеркнул Лаптев.
Вторая часть предложений группы касается заключения соглашения о содействии торговле, на подписании которого уже в этом году настаивает «бизнес-двадцатка». «Это соглашение предусматривает снятие административных барьеров для торговли, улучшение работы таможни и всех органов, связанных с движением товаров и услуг через границу, — пояснил Мордашов. — Сейчас, по данным ОЭСР, мировая торговля теряет 4% из-за каждого дня задержки продвижения товаров через границы».
Подписание соглашения о содействии торговле поможет упростить и унифицировать данные процедуры, например через повсеместное принятие принципа «одного окна», снижение бумагооборота, унификацию стандартов и увеличение прозрачности таможенных процедур, добавляет Лаптев. Выгода от подписания соглашения, по расчетам Peterson Institute, может составить приблизительно $117 млрд. Упрощение и унификация процедур приведут к улучшению качества администрирования и снижению уровня коррупции, что поможет в том числе эффективнее бороться с нелегальной торговлей, надеется шерпа. Главными бенефициарами соглашения, по его словам, станут развивающиеся страны, а также компании малого и среднего бизнеса
Еще один пункт предложений группы — обеспечение совместимости соглашений о преференциальной торговле, заключенных между отдельными странами, с многосторонними торговыми соглашениями. В приоритете — заключение многосторонних торговых соглашений. Финальный текст рекомендаций находится в стадии разработки, уточнили в группе.