Главы Сбербанка, ВТБ, «Роснефти» и «Газпром нефти» направили президенту письмо с просьбой скорректировать федеральный закон о закупках. Подписавшие письмо Герман Греф, Андрей Костин, Игорь Сечин и Александр Дюков просят вычеркнуть из числа компаний, попадающих под действие закона, госкомпании, работающие на конкурентных рынках.
Авторы письма утверждают, что требования о раскрытии данных о закупках ставят коммерческие организации с госучастием в неравные условия с частными компаниями, работающими на одном рынке, поскольку необходимо раскрывать информацию о ценовом уровне и параметрах закупок, что фактически представляет коммерческую тайну. Кроме того, у компаний с госучастием возникнут существенные дополнительные расходы, которые могут быть компенсированы только через повышение отпускных цен и понижении закупочных цен, приводит выдержки из письма «Интерфакс».
Условия, прописанные в законе, негативно отразятся не только на финансовой деятельности госкомпаний, но и «понизят инвестиционную привлекательность и капитализацию компаний с государственным участием», отмечается в обращении. Реализация закона создаст условия для нарушения конкуренции в отношении крупных публичных компаний и прав их миноритарных акционеров, отмечают топ-менеджеры.
Бюрократизация процесса закупок отразится на «снижении интереса крупных контрагентов к сотрудничеству с компанией», заявили «Газете.Ru» в пресс-службе «Газпром нефти». Обязательство публиковать данные о закупках сделает публичной информацию о скидках, которые «Газпром нефть» получает от своих поставщиков, что может отпугнуть контрагентов, не желающих раскрывать свою ценовую политику, отмечают в организации.
В Сбербанке, ВТБ и «Роснефти» от комментариев отказались.
Федеральный закон № 223, вступивший в силу 1 октября, расширил сферу контроля государства за порядком закупок. С его введением обнародовать информацию о своих тендерах стали обязаны естественные монополии, компании с госучастием, муниципальные и государственные унитарные предприятия и их «дочки». Закон также распространяется на организации жилищно-коммунального сектора.
С 1 января 2012 года положения закона вступили в силу для компаний, принадлежащих государству более чем на 50%. Аналогичные нормы закона будут действовать в отношении «дочек» и «внучек» госкомпаний с 1 июля 2013 года. Всего под действие закона попадут более 400 тысяч юридических лиц.
Экономист московского офиса Всемирного банка Сергей Улатов говорит, что закон может иметь двойственный эффект. С одной стороны, компании действительно могут стать менее привлекательными для инвесторов, что помешает заявленной стратегии приватизации госактивов. «С другой стороны, компании, на которые распространяется закон, могут расценить это как дополнительное право для требования преференций от государства, что может исказить расстановку сил на рынках», — считает эксперт.
В требованиях глав госкомпаний существует очевидная логика, считает эксперт ИФК «Метрополь» Сергей Вахрамеев. «Каждая компания делает все возможное, чтобы сохранить коммерческую тайну», — подчеркивает он.