Министерство транспорта предложит правительству направить дивиденды Российских железных дорог (РЖД) за 2012 год на проектные работы по программе высокоскоростного железнодорожного движения, сообщил замглавы ведомства Алексей Цыденов на слушаниях в Общественной палате. «Надеемся, правительство нас поддержит в целом», — добавил он.
Минфину «все равно — что из бюджета давать деньги, что дивиденды полностью направить на это дело», поддержал инициативу Минтранса президент РЖД Владимир Якунин.
В аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича, курирующего транспортную отрасль, предложение профильного ведомства не комментируют.
Весной Минфин согласовал инициативу Минэкономразвития, по которой госкомпании должны выплачивать дивиденды в размере не менее 25% чистой прибыли по российским стандартам бухучета (РСБУ). РЖД в рамках этого решения направили 25% прибыли за 2011 год единственному акционеру — государству: на дивиденды было выделено 4,2 млрд рублей.
Чистую прибыль компании в 2012 году и, соответственно, возможный объем дивидендов, которые РЖД могут выплатить государству, аналитики прогнозировать не берутся, но эти деньги не сыграют значительной роли в создании высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ) в России, считает Андрей Рожков из ИФК «Метрополь».
«Основная сумма инвестиций приходится не на проектную документацию, а на само строительство, — отмечает он. — Проектную документацию изготовят, но дешевле от этого проект не станет. С учетом всех бюджетных назначений сейчас это нерешаемый вопрос».
Программа развития высокоскоростного движения прорабатывается РЖД уже много лет. Схема организации такого движения была скорректирована с учетом проведения в России чемпионата мира по футболу в 2018 году. В РЖД рассчитывали, что правительство в 2012 году согласует первую из магистралей высокоскоростного движения — ВСМ-1 между Москвой и Петербургом. Общая стоимость проекта ВСМ-1 — более 1,1 трлн рублей (с учетом частных инвестиций).
«Это полностью готовый к реализации проект, — пояснял Денис Муратов, гендиректор «Скоростных магистралей» («дочка» РЖД). — В ценах соответствующих лет, с 2012-го по 2018 год, инвестиции государства таковы: 10,565 млрд рублей на мониторинг и управление проектом, подготовку и проведение конкурса на заключение концессионного соглашения, 76,604 млрд рублей на подготовку территории строительства и выкуп земли и 707,856 млрд рублей на само строительство. В общей сложности — 795 млрд рублей».
Но окончательного согласования РЖД не получили: в проекте бюджета на 2013 год денег на ВСМ нет.
Из-за бюджетных ограничений «Скоростные магистрали» сейчас прорабатывают вариант строительства ВСМ-1 по частям. Головным участком магистрали планируется сделать отрезок Крюково (Московская область) — Новая Тверь — Логовежь (Тверская область). Он обеспечит время в пути по маршруту Москва — Тверь менее 40 минут и отчасти разгрузит Октябрьскую железную дорогу, говорится в презентации компании, представленной в Общественной палате. Строительство участка протяженностью 180 км займет три года, в текущих ценах без НДС оценивается в 185,6 млрд рублей.
Еще один перспективный проект, который детально прорабатывается в РЖД, это магистраль между Москвой и Екатеринбургом. Стоимость строительства ВСМ-2 в ценах 2012 года с учетом НДС составляет почти 1,6 трлн рублей. На разработку проектной документации, проектно-изыскательные работы и работу консультантов, по предварительным оценкам экспертов аудиторской группы PricewaterhouseCoopеrs (PwC), требуется не менее 71 млрд рублей.
На реализацию же всего проекта создания высокоскоростного движения в России, по расчетам Института экономики и развития транспорта, необходимо более 4,4 трлн рублей, а с учетом проектов скоростного движения — 6,3 трлн рублей до 2030 года.
Этих средств, судя по презентации института, достаточно для создания высокоскоростных (максимальной скоростью до 400 км/ч) и скоростных (от 160 до 250 км/ч) магистралей от Москвы до Петербурга и Екатеринбурга, до Минска и Киева (расчеты приводятся по территории России), магистралей между Казанью и Самарой, Саратовом и Волгоградом, Самарой и Пензой и так далее. «В среднем 333 млрд рублей в год, — пояснил гендиректор профильного института Федор Пехтерев. — Не так много для Российской Федерации».
«Что бы ни делали РЖД (лоббируя проекты ВСМ. — «Газета.Ru»), все равно будут говорить, что РЖД хотят потратить 6 трлн рублей, а дальше — в зависимости от собственных представлений, что честно, а что нечестно, — будут рассчитывать, сколько они (РЖД. — «Газета.Ru») на этом хотят украсть», — предположил Якунин.
Поэтому высокоскоростное движения должно быть не идеологией РЖД, а идеологией правительства и бизнеса, считает он. Пока же «правительство говорит: бюджета не хватает, нужно сокращать расходы», напомнил президент РЖД: «Расходы можно сокращать сколько угодно, но, если не создавать источники роста, никаких доходов не будет вообще».
Общественная палата по итогам слушаний рекомендует правительству, Минтрансу и Минфину активизировать работу по запуску проектов ВСМ, поддержать предложения РЖД по включению проектов в обновленную стратегию развития транспорта до 2030 года и зарезервировать земли под проект ВСМ-1.