«Газпром энергохолдинг» отозвал из Федеральной антимонопольной службы свое ходатайство о приобретении энергетических активов «Реновы». Как пояснили «Газете.Ru» в компании, шаг продиктован тем, что стороны продолжают обсуждение стратегических параметров сделки. Подробности в структуре «Газпрома» сообщить отказались. Аналогично прокомментировали ситуацию и в «Ренове», добавив, что дополнительная информация по сделке не может быть предоставлена в связи с действием между сторонами соглашения о конфиденциальности.
О планах объединить свои энергетические активы «Газпром» и «Ренова» заявили в июле 2011 года.
Стоимость объединенной компании, по оценкам экспертов, могла составить $14—15 млрд, она заняла бы около 25% российского рынка электроэнергии.
Предполагалось, что на основе «Газпром энергохолдинга» будет создано совместное предприятие, в которое «Ренова» внесет «КЭС-Холдинг», получив затем в объединенной компании не менее 25% плюс одна акция. Источники сообщали, что в дальнейшем «Ренова» может вообще выйти из энергетического бизнеса — через 3—4 года после объединения активов, в ходе IPO объединенной компании.
«Для «Реновы» эта сделка — конвертация своих активов в потенциально более ликвидную компанию, — комментирует начальник аналитического отдела ИК «Алемар» Василий Конузин. — А кроме того, уход от операционного управления энергетическим бизнесом и возможность сосредоточиться на более приоритетных проектах». Для «Газпром энергохолдинга» же, по словам Конузина, поглощение энергопредприятий «Реновы» стало бы хорошим приростом активов.
Сделку предполагалось завершить до конца 2011 года, но в конце декабря глава «Газпром энергохолдинга» Денис Федоров заявил, что компания не надеется уложиться в этот срок. Планы компаний не одобрила и Федеральная антимонопольная служба.
Глава ФАС Игорь Артемьев в октябре заявил, что его ведомство поддержит слияние лишь при условии продажи части активов, что обеспечит на российском рынке конкуренцию.
Спорным для участников сделки мог стать вопрос оценки активов. «Возможно, КЭС оценивает свои мощности по цене, которую «Газпром энергохолдинг» считает неподходящей с учетом того, что генерирующие компании КЭС недостаточно продуктивны», — говорит аналитик ФГ БКС Ирина Филатова. Другой причиной отсрочки могло стать изменение структуры сделки или необходимость продажи части активов, в том числе из-за требования ФАС. «Если речь идет о принудительной продаже активов в сжатые сроки, продавец теряет в цене», — констатирует аналитик ИК «Финам» Алексей Ковалев.
Не исключено, что сделка вообще не состоится. Требования ФАС могут негативно сказаться на экономике объединяемых активов,
говорит Конузин: «Экономический смысл сделки может быть потерян, получится, что «Газпром энергохолдинг» приобретает нерентабельный бизнес».