С 1 октября федеральные ведомства переходят на электронный формат межведомственного взаимодействия при оказании услуг. Для чиновников, несвоевременно предоставивших госуслугу, поправки к закону о госслужбе вводят штрафы.
О старте многомиллиардного неоднократно откладывавшегося проекта в четверг сообщил руководитель аппарата правительства Вячеслав Володин.
С октября чиновникам запрещено требовать от граждан справки, которые есть в информационных банках других ведомств. Они обязаны самостоятельно запрашивать и получать друг у друга справки, необходимые для оказания госуслуги. Срок получения справки для граждан – 5 дней.
Сейчас для получения одной государственной услуги приходится запрашивать в среднем 6–8 разных учреждений.
В прошлом году за госуслугами граждане обратились 81 млн раз. При этом было 560 млн обращений для получения необходимых справок.
Наиболее востребованы пять федеральных ведомств: налоговая служба, федеральное казначейство, Росреестр, миграционная служба и Пенсионный фонд.
Региональная и муниципальная власть перейдут на новый формат работы с 1 июля 2012 года, сообщил Володин.
Министр экономического развития Эльвира Набиуллина (ее министерство осуществляет «идеологическое наполнение» проекта «электронное правительство») сообщила, что на электронный документооборот переводится 230 госуслуг для бизнеса. В электронное взаимодействие включаются Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Росприроднадзор. Базы данных этих ведомств наиболее востребованы бизнесом.
Введение системы электронного взаимодействия ведомств позволило отказаться от лишних справок. «Три сотни документов были лишними», — подчеркнула Набиуллина.
Электронный документооборот позволит сэкономить, надеются чиновники. Росреестр на выдаче выписок из реестра прав на недвижимость и сделок с ней может сэкономить не менее 1 млрд рублей в год. «По другим ведомствам, скорее всего, такие же оценки», — добавила Набиуллина.
Министры признают, что в первое время система электронного взаимодействия может давать сбои.
Министр связи Игорь Щеголев объяснил, что сложно совмещать базы данных разных ведомств в одну систему.
В тестовом режиме «электронное правительство» (ЭП) выдерживает 2 млн обращений граждан за госуслугами в сутки. Предусмотрено увеличение пропускной способности системы до 2 млрд обращений в сутки.
Набиуллина подтверждает: сбои в работе и «грязные данные» существуют в системе, но «гражданин сталкивается сейчас с ними один на один». А с начала запуска проекта все неточности будут выявлять сами ведомства.
Володин предупредил, что если у ведомства произойдет сбой в системе, то это не будет служить оправданием для чиновника:
«В любом случае взаимодействие между ведомствами должно быть обеспечено любым способом, хотя бы и с помощью курьера, если не сработает электронная система».
Действующим законодательством для госслужащих установлена административная и дисциплинарная ответственность, напоминает эксперт BDO в России Юлия Грачева. В 19 статье КоАП предусмотрены штрафы. «Но незначительные. Такое наказание, как отстранение от должности нерадивого чиновника, не предусмотрено», — говорит Грачева.
Возможность увольнения чиновника в случае его привлечения к ответственности предусмотрена законом о госслужбе. Это переводит ответственность в разряд дисциплинарной, то есть остается на усмотрение руководства, отмечает эксперт.
В законах отсутствуют нормы, устанавливающие прямую ответственность чиновников за непредоставление госуслуг, резюмирует управляющий партнер адвокатского бюро «Леонтьев и партнеры» Вячеслав Леонтьев.
«При незаконном взыскании налоговых санкций возможно вернуть взысканное с учетом процентов по ставке рефинансирования, при незаконном уголовном преследовании возможно взыскать утраченный заработок. Вот и вся ответственность», — говорит Леонтьев.
Если в отношении чиновников, отвечающих за документооборот, не будут введены жесткие санкции, «электронное правительство» окажется бессмысленным проектом, солидарны опрошенные юристы.