Cовладелец «Уралкалия» Александр Несис назвал возможную покупку корпорации «Беларуськалий» маловероятной.
«Переговоры не ведутся, и я не верю, что сделка вообще была бы возможна», — добавил осведомленный источник Reuters.
Основным акционером «Уралкалия» выступает группа предпринимателя Сулеймана Керимова «Нафта Москва». Ранее «Газета.Ru» сообщала о переговорах представителей «Нафты» с правительством Белоруссии о выкупе 50% «Беларуськалия».
По неофициальной информации, сумма сделки могла составить около $15 млрд, исходя из оценки компании в $30 млрд. За финансированием сделки структуры Керимова обратились в Сбербанк, это подтвердил первый вице-президент госбанка Андрей Донских. «Пока конкретных параметров и сумм не называется. Оценка стоимости «Беларуськалия» в $30 млрд нуждается в уточнении и независимой экспертизе», — заявил Донских.
Но в пятницу Владимир Семашко заявил, что «Беларуськалий» не продается. «Эта сделка никогда не обсуждалась с «Уралкалием». Это, вы журналисты, сами придумали и сами опровергаете», — сказал первый вице-премьер.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко по-прежнему заявляет о готовности продать часть активов «Беларуськалия» «на белорусских условиях».
«Вы знаете, кто зубы точит на наши предприятия. «Беларуськалий» стоит $30 млрд. У вас есть деньги? Мы готовы «Беларуськалий» приватизировать, условия прописаны. И главное, чтобы оно развивалось и модернизировалось. Я назвал сумму. Приходите — будем решать. Если у вас 12 млрд — 40% тогда. Деньги на стол, и акции твои», — заявил Лукашенко в пятницу, отметив, что «по собственному опыту знает: как только тяжело, частник, олигарх бежит к государству и просит денег».
«Никто не хочет вкладывать в предприятие, потому что он его не создал, не вложил в него ни копейки, и вкладывать деньги в приватизированное предприятие он не торопится. На Западе миллиардерами становились, продавая пирожки, зарабатывая по доллару, по центу, а у наших соседей это свалилось на голову за бесплатно», — сказал белорусский президент.
Структуры, близкие к Керимову, контролируют крупнейших российских производителей калия — «Уралкалий» и «Сильвинит». Приобретение контроля в «Беларуськалии» привело бы к созданию компании — лидера мирового калийного рынка.
«Совокупные мощности «Уралкалия» и «Сильвинита» (сейчас компании находятся в стадии объединения) дают около 11 млн тонн калия в год, «Беларуськалий» — примерно 9 млн тонн, — рассказывает Юрий Волов из Банка Москвы. — Если сделка по приобретению контроля в белорусской компании состоится, в будущем Керимов может объединить активы и на выходе получить 35—40% мирового рынка».
Эксклюзивным продавцом продукции «Беларуськалия» и «Уралкалия» выступает Белорусская калийная компания (БКК), которая контролирует до 30% мирового рынка калийных удобрений.
Сделка по продаже «Беларуськалия» могла пройти в рамках масштабной приватизационной программы. Ранее ЕврАзЭС одобрил кредит Белоруссии на $3 млрд: деньги будут поступать в течение трех лет, но при соблюдении обязательств по приватизации. Белоруссия должна продать госактивы минимум на $7,5 млрд, по $2,5 млрд в год.
Глава Сбербанка Герман Греф накануне заявил, что его банк рассчитывает стать советником правительства Белоруссии в рамках приватизации.
Но 16 июня министр финансов России Алексей Кудрин заявил о возможном ограничении кредитной поддержки. «Мы видим уменьшение гласности, неуважительные или недружеские шаги в отношении российских СМИ. К сожалению, мы должны будем принимать это во внимание при предоставлении очередных кредитов: если в ближайшие месяцы повторятся такого рода меры ограничительного характера, то мы, конечно, оставляем за собой право принять меры по ограничению кредитной поддержки Белоруссии», — резюмировал Кудрин.
Источник в химической отрасли России не удивлен заявлением «Уралкалия» о малой вероятности сделки. «В переговорах участвуют структуры Керимова, но не «Уралкалий», — констатировал он.
«Пора продавать госпредприятия, которые еще эффективно работают, считает Семен Горецкий, главный экономист Ассоциации белорусских банков. — Сейчас идут переговоры о продаже белорусской доли в компании «Белтрансгаз». Это может дать еще несколько миллиардов. На повестке дня приватизация нефтеперерабатывающих заводов. По привлекательности для российского бизнеса эти заводы идут сразу за «Беларуськалием».