Генпрокуратура завершила проверку структур, управляющих аэропортовым комплексом Домодедово. Назвать собственников крупнейшего аэропорта России в январе 2011 года – после теракта в зоне таможенного досмотра аэровокзала – потребовал президент России Дмитрий Медведев. «В ходе проверки установлено, что управление аэропортовым комплексом Домодедово осуществляется иностранными компаниями, зарегистрированными в офшорных зонах. Созданная схема позволяет скрыть реальных собственников и тех, кто принимает управленческие решения в аэропорту Домодедово, вывести их из-под российской юрисдикции и препятствует органам исполнительной власти России эффективно выполнять контрольно-надзорные функции, требовать от этих организаций соблюдения федерального законодательства», — говорится в прокурорском заключении.
Чиновники регулярно в течение почти 8 лет выражают претензии к непрозрачной структуре собственности Домодедово. Аэропортом владеет группа «Ист Лайн», которая принадлежит офшорной компании FML, зарегистрированной на острове Мэн.
Эксперт ICAO (Международная организация гражданской авиации) Виталий Бордунов констатирует: «У Домодедово два хозяина – государство и арендатор, который работает по договору аренды от 1998 года». «Первоначальный арендатор «Ист Лайн» превратился в двенадцать фирм, зарегистрированных на острове Мэн. И сейчас государственной собственностью управляет остров Мэн», – резюмирует эксперт
Номинальными держателями долей в офшоре действительно выступают физические лица — нерезиденты. Реальными бенефициарами Домодедово участники рынка называют предпринимателей Дмитрия Каменщика и Валерия Когана – председателя совета директоров и главу наблюдательного совета Домодедово соответственно.
«Учитывая стратегическое значение аэропорта Домодедово для обеспечения обороны страны и безопасности государства, сложившаяся ситуация представляется недопустимой», — заявляют в Генпрокуратуре, добавляя, что подключили к расследованию Федеральную налоговую службу, Росавиацию и Росимущество.
Аэропорт не согласен с претензиями прокуроров. «Структура владения Домодедово типична для российских холдинговых компаний и в полной мере соответствует законодательству. Кроме того, привлечение международных компаний к управлению столь крупными предприятиями, как аэропорт, является распространенной мировой практикой, что можно видеть на примере аэропорта Франкфурта», — отмечает пресс-служба Домодедово.
Но прокурорская проверка может дать основания для возобновления давнего конфликта между собственниками Домодедово и Росимуществом.
Противостояние структур «Ист Лайна» и государства, которое представляли чиновники Росимущества, длилось с 2004 года по 2008 год.
Ведомство добивалось в судах расторжения договора аренды аэродромного комплекса от 1998 года между ГУП «Администрация аэропорта Домодедово» и ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», аффилированного с «Ист Лайн». В отрасли говорили о возможной национализации аэропорта, но спор был урегулирован без смены собственников решением президиума Высшего арбитражного суда в пользу «Ист Лайна».
Сейчас в Генпрокуратуре снова посчитали, что руководитель подведомственной Росавиации «Администрации аэропорта Домодедово», превышая предоставленные полномочия, передал в пользование «Международного аэропорта Домодедово» «ряд объектов федерального имущества без оформления договоров и взимания арендных платежей».
«По факту злоупотребления директором ФГУП ААД служебными полномочиями организована проверка в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством», — пишут прокуроры.
В «Ист Лайне» не комментируют ситуацию, ссылаясь на отсутствие у компании материалов прокурорской проверки.
Росимущество не имеет новых «спорных вопросов» в отношении Домодедово, передавал «Газете.Ru» представитель ведомства Александр Комаров в марте.
Претензии к сети офшоров – собственников Домодедово у властей возникли в конце 2010 года после транспортного коллапса в московском авиаузле. По неофициальным данным, во время сбоя систем электроснабжения Домодедово основные вопросы взаимодействия с профильными госведомствами курировали именно акционеры «Ист Лайна». Критика обострилась через месяц: в конце января 2011 года в аэропорту в зоне таможенного досмотра произошел теракт.
Тогда президент Дмитрий Медведев заявил, что за случившееся «должны ответить все, кто имеет отношение к компании, кто принимает там решения, и менеджмент самого аэропорта».
Через два месяца руководитель Следственного комитета Александр Бастрыкин заявил, что по факту перехода инфраструктуры Домодедово в частную собственность возбуждалось дело о рейдерстве. Но официальной информации статусе дела следственные органы не предоставили.
«Правовых оснований для уголовного дела нет: оно надуманно. А попытка отнять аэропорт является рейдерским захватом», – категоричен Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы «Авиапорт».
Претензии правоохранительных органов сопровождают переговоры совладельцев Домодедово с инвестиционными фондами: аэропорт готовится к частному размещению акций на $1 млрд. Встречи с инвесторами уже начались.
Топ-менеджер российского аэропорта уверен, что внимание правоохранительных органов к Домодедово связано с правительственной программой развития московского авиационного узла. Переговоры о концепции развития московского авиаузла (трех аэропортов – государственного Шереметьево, частно-государственного Внуково и частного Домодедово) длились более года. Предполагалось объединение активов и их передача управляющей компании.
Домодедово, подконтрольный совладельцам группы «Ист Лайн», в финальную конфигурацию не попал. Стоимость активов Домодедово обеспечила бы частным собственникам аэропорта контроль над объединенной структурой. Но схема объединения предполагала установление государственного контроля над работой московского авиаузла.
Чиновник, близкий к московскому транспортному комплексу, сказал «Газете.Ru», что правительство по-прежнему не исключает участия Домодедово в консолидированной структуре. «Это обсуждается не только на кухнях, но и в кабинетах», — говорит он.
Пока в Генпрокуратуре предлагают запретить офшорам владельцев «Ист Лайна» участвовать в управлении Домодедово. «Минтрансу предложено разработать законопроект о запрете участия иностранных лиц в управлении стратегическими транспортными предприятиями, а также внести изменения в правила сертификации аэропортов, предусматривающие обязанность соискателя сертификата раскрывать информацию о собственниках и основаниях владения имуществом, необходимым для осуществления сертифицируемого вида деятельности», — говорится в сообщении ведомства.