Результатом транспортного коллапса в московском авиационном узле стало увольнение директора аэропорта Домодедово. Вячеслав Некрасов освобожден от должности главы крупнейшего аэропортового комплекса России, сказали в управляющей компании «Ист лайн» (акционер Домодедово). Пост директора занял другой менеджер из структур «Ист лайна» — Игорь Борисов, руководитель Domodedovo Passenger Service, пассажирской дирекции аэропорта. Вячеслав Некрасов остается в компании: он займет пост заместителя исполнительного директора Домодедово.
«Освобождение от должности произошло из-за того, что Вячеслав Некрасов не справился со своими обязанностями в кризисный период, когда аэропортовый комплекс остался без электроснабжения, что привело к остановке работы Домодедово»,
— комментирует отставку источник «Интерфакса» в авиационной отрасли.
Проблемы двух крупнейших московских аэропортов Домодедово и Шереметьево начались в конце прошлой недели из-за ледяного дождя: корка льда покрыла линии коммуникаций и самолеты. График вылетов был сбит. Обледенение привело к обрыву линий электроснабжения Домодедово. Транспортный узел в течение нескольких дней работал на автономных генераторах, не рассчитанных на мощные нагрузки. Залы аэропорта оставались в полутьме, не работали шлагбаумы на въезде, багажные транспортеры и эскалаторы.
Ежедневно в аэропорту задерживались и отменялись сотни рейсов, в залах ждали вылета тысячи пассажиров; возникали драки, которые пытался пресечь ОМОН.
Вячеслав Некрасов просил «личного вмешательства» в ситуацию руководителей Минтранса, Росавиации, МЧС, правительства Московской области и топ-менеджмента энергокомпании МОЭСК. «Необходимо ваше личное вмешательство в процесс срочного восстановления энергоснабжения аэропорта в соответствии с требуемой категорией надежности до новогодних праздников. Без этого нормальное штатное функционирование аэропорта невозможно. Прошу вас в кратчайшие сроки принять безотлагательные меры к полному восстановлению энергоснабжения аэропорта», – писал топ-менеджер в обращении к профильным ведомствам и МОЭСК.
Внештатная ситуация затянулась на 5 дней.
Решение об увольнении Вячеслава Некрасова было принято после резкой критики со стороны премьер-министра Владимира Путина. Накануне на заседании президиума правительства он обвинил администрацию аэропортов Домодедово и Шереметьево, работающие в них авиакомпании, а также ответственных за отрасль чиновников в неэффективной работе. «Руководители авиакомпаний и аэропортов сказали обо всем, но об одном не сказали: с людьми не работали никак. «Домодедово, в силу аварии, был отключен от электроснабжения, а люди продолжали приезжать в аэропорт. Оповещение нулевое… Вы скопили там более восьми тысяч человек. Что же это за работа такая?» — возмущался премьер-министр.
По словам Путина, нужно было предупредить людей, что аэропорт находится в аварийном состоянии и вылеты невозможны. Критика государственного аэропорта Шереметьево, в котором также возникали внештатные ситуации, несмотря на отсутствие проблем с электроснабжением, была менее резкой.
Претензии у правительства возникли и к работе авиаперевозчиков. В тот же день Генпрокуратура и Роспотребнадзор заявили о возбуждении административных дел по факту многочисленных нарушений прав пассажиров со стороны «Трансаэро», S7, «ВИМ-авиа», «Оренбургских авиалиний» и UTair. Со стороны потребителей большая часть претензий относилась к работе госкомпании «Аэрофлот»: компанию обвиняли в неэффективной работе системы оповещения об отмене рейсов и создании искусственных трудностей в процессе сдачи или обмена билетов. Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев обещал выплатить компенсации пострадавшим пассажирам.
Отраслевые эксперты признают обоснованность кадровых решений группы «Ист лайн». «Горизонтальное управление в Домодедово было полностью парализовано. Все вопросы можно было решить только через совладельца группы «Ист лайн» Дмитрия Каменщика. Вячеслава Некрасова не было видно. Но и акционеры стали активно решать проблемы только тогда, когда вмешались Минтранс и Росавиация», — говорит Роман Гусаров, редактор отраслевого портала Avia.ru. По его мнению, Вячеслав Некрасов обладает большей квалификацией как специалист по организации коммерческой, а не авиационной деятельности аэропорта.
Участники рынка обсуждают возможность использования последствий транспортного коллапса для возобновления спора вокруг собственности Домодедово.
С 2004 года по 2006 год Росимущество добивалось в судах расторжения договора аренды аэродромного комплекса от 1998 года между ГУП «Администрация аэропорта Домодедово» и ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», аффилированного с «Ист Лайн». В отрасли говорили о возможной национализации аэропорта, но спор был урегулирован без смены собственников.
В настоящее время в государственных СМИ появились сообщения о «запутанной структуре собственности» Домодедово. Аэропортом владеет группа «Ист лайн», которая принадлежит офшорной компании FML. Номинальными держателями долей в офшоре выступают физические лица — нерезиденты. Реальными бенефициарами Домодедово участники рынка называют предпринимателей Дмитрия Каменщика и Валерия Когана (глава наблюдательного совета Домодедово). Источник «Газеты.Ru» в инвестиционном бизнесе называет сценарий смены собственника маловероятным. «Сейчас это слишком неочевидно», — говорит он.
Ранее источники на финансовом рынке сообщали, что управляющая компания Домодедово готовится к первичному размещению акций на бирже. Объем предполагаемого IPO может составить $1 млрд.