Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) предлагает создать глобальный рынок покупки квот на вредные выбросы самолетов. «Мы против политики ЕС, предлагающей с 2012 года взимать плату с авиакомпаний за вредные выбросы», — сообщил региональный представитель в России и СНГ международной ассоциации воздушного транспорта IATA Дмитрий Шмараев на проходящей в Москве конференции «Зеленый форум-2010».
Список авиакомпаний, которым до 2012 года надо будет снизить объемы выбросов углекислого газа в атмосферу, Еврокомиссия опубликовала еще в 2009 году. Система разрабатывалась еще в 2004–2006 годах, решение о ее введении было зафиксировано директивами Еврокомиссии от 19 ноября 2008 года и 16 апреля 2009 года. Как и в случае с промышленными выбросами, система основана на торговле квотами, 85% которых предоставляются авиакомпаниям бесплатно, а еще 15% выставляются на конкурс.
На 2012 год сертификат на одну тонну выбросов обойдется авиакомпании в 14 евро. Штраф за неуплату квоты составит 100 евро за тонну. Тем же, кто вовсе откажется платить, полеты в страны ЕС, скорее всего, будут временно запрещены.
Всего в опубликованный ЕС список попали около 4 тысяч авиакомпаний. Это почти все крупнейшие мировые авиаперевозчики, в том числе Lufthansa, KLM, Qantas. Среди российских компаний в списке помимо «Аэрофлота» числятся, например, S7 (бывшая «Сибирь»), ГТК «Россия», «Трансаэро». Совсем недавно «Аэрофлот» подсчитал грядущие убытки. С учетом роста перевозок, уже к 2015 году «Аэрофлот» будет тратить на покупку квот около 10 млн евро. «Аэрофлот» не скрывает: расходы на квоты оплатит пассажир. Авиакомпания подсчитала: при выполнении требований ЕС расходы одного пассажира в 2012 году увеличатся на 0,59 евро на европейских рейсах и на 0,38 на всех остальных. Если же «Аэрофлот» откажется покупать квоты и будет оштрафован, расходы одного пассажира увеличатся на 18–28 евро. Теперь «Аэрофлот» просит правительство России противодействовать требованиям ЕС об обязательной покупке квот на выбросы.
IATA смущает односторонность позиции еврочиновников. «Самолеты летают над территориями разных стран. И почему авиакомпании должны платить именно ЕС?» — возмущается Шмараев.
Такая система неизбежно приведет к конфликтам, убежден он. Одни авиакомпании будут платить больше, другие меньше. В целом же торговля квотами по схеме, предложенной ЕС, приведет, скорее, не к улучшению экологии, «а к серьезным потерям и обескровливанию авиакомпаний», уверены в IATA. С учетом нынешних глобальных альянсов и код-шеринговых соглашений (соглашение о совместной коммерческой эксплуатации авиарейса двумя и более авиакомпаниями, одна из которых является оператором, то есть исполняет полеты по этому рейсу и продает билеты на эти рейсы от своего имени, а остальные — маркетинговыми партнерами, которые продают билеты на рейс компании-оператора от своего имени) некоторые из них смогут уходить от выплаты квот, говорит Шмараев. Система же должна распространяться на все страны и авиакомпании, и сделать это возможно только под эгидой IATA.
Российские авиавласти поддерживают инициативу IATA по созданию глобального рынка покупок квот. Но принимать на себя финансовые обязательства все равно не хотят. «Платить наши авиакомпании, совсем недавно вышедшие из кризиса, не готовы, — сообщил «Газете.Ru» начальник управления поддержания летной годности воздушных судов Юрий Евдокимов.
— Мы не исключаем ответных мер при полетах самолетов авиакомпаний ЕС над территорией России». Росавиция намерена провести подсчеты и по их результатам определиться с размером сборов. Причем сборы могут коснуться и кросс-полярных перелетов, уточнил чиновник.
Помочь перевозчикам минимизировать расходы намерены и авиастроители. Компании ведут активные разработки в области биотоплива. Например, 17 ноября этого года Airbus и бразильская авиакомпания TAT проведут соответствующие летные испытания. Завершить сертификацию биотоплива планируется в I квартале 2011 года. «Пока стоимость производства авиационного биотоплива на 30% процентов выше, чем производства традиционного авиакеросина», — сказал «Газете.Ru» управляющий директор по стратегии в области защиты окружающей среды Boeing Билли Гловер. Но эта дельта, по его словам, сократится уже к 2012 году. «Чем больше будет производиться биотоплива, тем дешевле оно будет и, возможно, будет дешевле традиционного», — соглашается вице-президент департамента защиты окружающей среды Airbus Кристаин Дюма. В Airbus утверждают, что делать новые двигатели самолетов под биотопливо не придется, «иначе игра бы не стоила свеч». По оптимистическому сценарию IATA, уже к 2040 году биотопливо может полностью заменить традицонное.