Кризис, серьезно подкосивший многие отрасли машиностроения, в меньшей степени затронул производство вертолетов. В частности, это произошло благодаря растущим заказам от Минобороны РФ, отметил в четверг на пресс-конференции в преддверии открывающейся на следующей неделе 2-ой Международной выставки вертолетной индустрии гендиректор холдинга Андрей Шибитов. По итогам 2008 года было выпущено 169 вертолетов, объем продаж составил 41 млрд рублей, а чистая прибыль — 2,7 млрд рублей.
Влияние кризиса сказалось на получении кредитных ресурсов и их стоимости. Но «Вертолеты России» получат от государства кредит в размере 23 млрд рублей, которые планируется вернуть за счет доходов от продажи продукции как на экспорт, так и на внутренний рынок. Пока основная часть произведенных вертолетов идет на экспорт (70%), но в дальнейшем не исключен рост внутренней доли продаж.
«В 2004 году 90% техники продавалось на внешнем рынке, сейчас это 70%, но это для нас позитивный показатель, — отметил гендиректор ОПК «Оборонпром» Андрей Реус.
— Мы очень ориентированы сейчас на внутренний рынок. Мы считаем, что внутренний российский рынок очень емкий, растущий».
В ближайшие два года ожидается выпуск многоцелевого вертолета Ми-38, оснащенного российскими двигателями. «Вертолет Ми-38 появится чуть позже, чем мы хотели, — года через два. В 2012, думаю, мы его уже должны продавать», — отметил Реус. В долгосрочной перспективе в течение семи лет планируется разработать скоростной вертолет нового поколения. «Для нас очень важны перспективные проекты. Я считаю принципиальным создание скоростного вертолета, и мы начали эти работы», — сказал гендиректор ОПК «Оборонпром».
Продолжается и расширение географии экспорта.
«Холдинг планирует расширить свое присутствие на рынках Латинской Америки и Ближнего Востока, куда в ближайшие годы состоятся первые экспортные поставки новых боевых вертолетов Ми-28Н и Ка-52», — сообщил Шибитов.
Обе модели, о которых идет речь, совсем новые. И если вертолеты КБ Миля — это традиционный хит российского экспорта, они летают чуть ли не в половине стран мира, то Ка-52 первоначально разрабатывался для нужд Минобороны, но в последнее время, по словам специалистов, ходят слухи о возможных контрактах на эту технику. Не исключено, что о заключенных сделках или предварительных договоренностях будет объявлено на выставке HeliRussia-2009.
Рынок Латинской Америки уже освоен российским вертолетостроительным холдингом,
отмечают эксперты. «Много закупает Венесуэла, в частности, ударный вертолет Ми-35, огромный транспортный Ми-26, а также Ми-8 (и его версию Ми-17), который может эксплуатироваться как в качестве транспортного, так и военного или медицинского вертолета», — говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Руслан Алиев. Он напомнил, что даже после недавнего инцидента с крушением вертолета глава страны Уго Чавес подчеркнул, что причиной падения была не техника, а российскими вертолетами Чавес доволен. Российские вертолеты эксплуатируют также в Мексике, Колумбии, Венесуэле, Перу, Бразилии. Таким образом, расширение линейки экспорта на этой территории вряд ли станет проблемой для «Вертолетов России».
С Ближним Востоком ситуация сложнее. «Заказчики этого региона вполне платежеспособны, спрос есть, но рынок поделен между США, Англией и Францией,
— отмечает Руслан Алиев. — Российские вертолеты пользуются спросом разве что в Ираке, но и это, скорее, советское наследие». Эксперты подтверждают, что ходят слухи о планах Саудовской Аравии закупить большую партию вертолетов именно российского производства, несмотря на то, что их основным поставщиком традиционно являются США. Возможно, было решено «разложить яйца по разным корзинам» в связи со сменой администрации в США, предполагает эксперт Центра АСТ. Вопрос закупок оружия — во многом вопрос именно политический. «Значит, в странах-партнерах верят в Россию, рассчитывают, что она готова вступиться в сложной ситуации и оказать поддержку», — подчеркивает Алиев.