В период кризиса контролирующий акционер «Русала» Олег Дерипаска вернулся на должность гендиректора алюминиевого холдинга, которую он уже занимал первые 3 года существования компании. Накануне «Русал» объявил, что его кандидатура поддержана другими акционерами — «Реновой» Виктора Вексельберга, «Онэксимом» Михаила Прохорова и швейцарской Glencore. Прежний гендиректор и соратник Дерипаски Александр Булыгин, проработавший на этом посту с 2003 года, теперь возглавит совет директоров компании En+, управляющей горно-металлургическим сектором бизнеса магната, в том числе и его долей в алюминиевом холдинге.
«Деятельность Олега Дерипаски будет сконцентрирована на обеспечении устойчивого функционирования компании в условиях мирового финансового кризиса и реализации комплекса антикризисных мер», — поясняют алюминщики в своем пресс-релизе.
Такая роль для Дерипаски нетипична, отмечают на рынке, — магнат занимался в основном консолидацией своего бизнеса, с антикризисным управлением ему приходится сталкиваться впервые.
Сейчас главный актив бизнесмена переживает не лучшие времена, у «Русала» одна из самых больших задолженностей среди российских компаний — его общий долг превысил $14 млрд. В прошлом году холдинг рефинансировал в ВЭБе $4,5 млрд — эти деньги алюминщики должны были заплатить Прохорову за купленный у него блок-пакет «Норникеля» и весной занимали их у консорциума иностранных банков. После предоставления алюминщикам кредита у Банка развития осталась в залоге доля в никелевой компании, которую он получит, если «Русал» не сможет расплатиться за долг. Кроме того, у холдинга еще есть обязательства перед Прохоровым.
Ситуацию обостряет низкая цена на алюминий, за последние полгода упавшая почти в 2 раза — до $1600 за тонну. В таких условиях алюминщикам приходится работать себе в убыток — на большинстве заводов компании себестоимость производства оказалась выше цены продаж.
Это уже привело к сокращению производства алюминщиков как в России, так и за рубежом.
При этом кризис ударил не только по алюминиевому холдингу, но и по всему бизнесу Дерипаски, который он развивал на заемные средства. Прошлой осенью из-за margin calls (требования немедленно вернуть предоставленный кредит) управляющий активами бизнесмена «Базэл» лишился 10% строительного холдинга Hochtief и 20% канадского производителя автокомпонентов Magna. Другому активу компании — группе ГАЗ — требуется $1,6 млрд, чтобы рассчитаться с кредиторами, поставщиками и девелопментом.
Однако
основной задачей бизнесмена станет сейчас сохранение главного актива своей бизнес-империи. «Дерипаска будет заниматься в основном отношениями с клиентами и возможными инвесторами и переговорами с государством»,
— полагает аналитик ИГ (организация запрещена в России) «Капиталъ» Павел Шелехов. При этом кардинальным образом стратегия развития «Русала» меняться не будет: компания и до этого фактически контролировалась Дерипаской, отмечает эксперт Банка Москвы Дмитрий Скворцов. Правда, магнат вряд ли согласится просто так отдать компанию государству либо войти в объединенную металлургическую компанию с долей меньше контрольной. Сейчас идет обсуждение самых разных форматов объединения главных российских металлургов, однако ни один из них пока окончательно не одобрен Кремлем. Будущее «Русала» зависит также от развития ситуации с экономическим кризисом.
«Если уже в этом году будет стабилизация на рынке алюминия и на долговых рынках, у «Русала» есть шансы расплатиться с долгами и остаться самостоятельным»,
— полагает Скворцов. В противном случае у Дерипаски не останется другого выхода, кроме как войти на правах миноритария в объединенную компанию либо передать часть акций «Русала» в оплату долга госбанкам.