Вслед за «Газпромом» определены кандидаты в новый состав совета директоров другой госкопании — «Роснефть». Правда, в этом случае сенсаций не случилось. Пожалуй, единственным заметным изменением стало то, что в этом году в списке нет независимых директоров: президента ВТБ Андрея Костина, который, кстати, претендует на место в Совете директоров НК «Лукойл», вице-президента Российской академии наук Александра Некипелова и председателя правления банка Barclays Capital Ханс-Йорга Рудлоффа.
Обновленное после ухода Германа Грефа Министерство экономики в совете директоров будет представлять заместитель министра Андрей Белоусов. От Минпромэнерго в госкомпанию делегирован директор департамента министерства Владимир Саламатов.
По-прежнему «в строю» заместитель руководителя администрации президента Игорь Сечин.
Также сохранили свои посты директор департамента Минэкономразвития Денис Аскинадзе, президент «Роснефти» Сергей Богданчиков, вице-премьер РФ Сергей Нарышкин, заместитель руководителя Росимущества Глеб Никитин.
Участники рынка объясняют такое «обновление» списка претендентов желанием государства усилить свои позиции в стратегической сфере ТЭК. «Самым ярким примером стало внесение кандидатуры Виктора Зубкова в совет директоров «Газпрома», затем — список кандидатов в совет директоров «ЛУКойла», где позиции государства усилены Андреем Костиным, теперь пришла очередь «Роснефти». За контроль над подобными бизнес-структурами идет борьба между группами влияния, именно поэтому власти сейчас стараются поставить на ключевые посты наибольшее число «своих» людей», — объясняет эксперт Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов.
При этом эксперты считают, что изменения в управляющем органе «Роснефти» не повлияют на ее операционную деятельность и акции компании будут расти.
По мнению Шатилова, укрепление госпозиций не должно дать негативного эффекта, так как российский электорат настроен прогосударственно и воспримет подобные новости лишь в положительном смысле, а зарубежные партнеры могут и не одобрять снижение прозрачности компаний, но все же не рискнут из-за этого рвать отношения с российским ТЭК.
«Выдвижение заместителя руководителя МЭРТа в совет директоров компании для рынка нейтрально, но важно, что это известный человек, разделяющий рыночный подход к нефтяному сектору, и в то же время способный идти на компромисс с «государственниками», как и вообще нынешний состав руководства МЭРТа», — поясняет начальник отдела фундаментального анализа финансовой корпорации «Открытие» Наталья Мильчакова.
Правда, отсутствие независимых директоров, по мнению участников рынка, может сыграть негативную роль для компании.
«То, что в совете директоров нет независимых директоров, может разочаровать инвесторов и оказаться негативным для рынка акций нефтяной компании», — прогнозирует Мильчакова.
Однако начальник отдела рыночного анализа Собин Банка Александр Разуваев не согласен с коллегой. «Присутствие независимых директоров в составе совдира любой крупной компании желательно, но необязательно. Наличие независимых директоров повышают прозрачность компании и говорит о высоком уровне корпоративного управления. Однако «Роснефть» — компания и без того достаточно прозрачная», — считает эксперт.
К тому же, по некоторым прогнозам в текущем году, «Роснефть» должна выйти в лидеры по объемам роста добычи, что также повышает привлекательность ее акций. Пока же фондовые игроки почти не заметили информации о новом совете директоров: акции компании росли, когда рынок рос, и упали вместе с другими российскими акциями к закрытию вторничных торгов.