Владимир Потанин в поисках средств на покупку блокпакета «Норильского никеля» своего бывшего партнера Михаила Прохорова отправился в Лондон. Газета The Times со ссылкой на свои источники сообщила, что Потанин, возможно, контактировал по этому вопросу с различными хедж-фондами и горнорудными компаниями, включая такую крупную компанию, как Rio Tinto. Вероятно, Потанин рассчитывает получить кредит от Rio в залог своих акций в ГМК.
В таком случае англо-австралийская горнорудная компания смогла бы стать блокирующим акционером отечественного норильского гиганта.
Эксперты такую перспективу не исключают, но считают ее маловероятной. «Перед Rio Tinto сейчас стоит проблема слияния с BHP Billiton, — напоминает Евгений Рябков из «Антанты-Капитал» — А блокпакет в ГМК компанию вряд ли заинтересует».
Кроме того, российское государство вряд ли одобрит вхождение в одно из самых прибыльных отечественных предприятий иностранного акционера.
На поиск партнеров на стороне Потанин пошел не случайно: кризис ликвидности на мировых рынках играет против российского бизнесмена, и просто занять денег в каком-нибудь крупном западном банке сейчас достаточно трудно. А найти средства на покупку пакета Михаила Прохорова ему надо как можно скорее. Прохоров, напомним, еще на прошлой неделе предложил бывшему партнеру и владельцу 25% акций ГМК купить свой блокпакет по цене $15,7 млрд, причем при условии выплаты этой суммы денежными средствами в течение 45 дней. Потанин тогда заявил о своей готовности приобрести акции, не оговаривая, правда, суммы и сроков сделки.
Однако уже в пятницу у предпринимателя появился мощный конкурент: фонд Прохорова «Онэксим» и «Российский алюминий» Олега Дерипаски договорились, что «Русал» приобретет 25% плюс одна акция ГМК «Норильский никель», принадлежащие «Онэксим». Фонд Прохорова за это получит 11% акций алюминиевой компании и денежные средства, а также войдет в совет директоров «Русала».
Однако для этого Владимир Потанин должен отказаться от реализации оферты Прохорова, на которую, как акционер, имеет полное право.
Если же он не найдет сейчас нужной суммы, то упустит шанс стать контролирующим акционером ГМК. Однако, похоже, шансов у него немного. «Ситуация на мировых рынках в связи с кризисом ликвидности сейчас такова, что взять кредит гораздо сложнее, чем полгода назад, и проценты по нему будут значительно больше», — поясняет Дмитрий Парфенов из ИК «Проспект». У Олега Дерипаски ситуация чуть лучше: по оценкам аналитиков, контрольному акционеру «Русала» надо собрать не больше $9–11 млрд, а обязательная оферта акционерам ГМК, как Потанину, ему не потребуется (его пакет будет меньше 30%).
Кроме того, как считают эксперты, Дерипаску более активно поддерживают в Кремле.
К тому же аналитики полагают, что перспектива сделки Прохорова — Дерипаски и последующего слияния «Русала» и ГМК является весьма благоприятной для отечественной металлургии: со временем из компании может выйти горно-металлургический холдинг, который войдет в пятерку мировых лидеров. Однако такой расклад не исключен и при покупке пакета Прохорова Потаниным: Дерипаска, уже после размещения «Русала» на бирже сможет на вырученные средства приобрести у Потанина сразу контрольный пакет ГМК.