Нидерланды получили долю в Северо-Европейском газопроводе (СЕГ). В ходе визита в Москву премьер-министра Нидерландов Яна Петера Балкененде между «Газпромом» и голландской Gasunie было подписано соглашение, по которому компания из Нидерландов получает 9% в уставном капитале Nord Stream AG (оператор проекта СЕГ). Документ был подписан в присутствии президента России Владимира Путина, с российской стороны соглашение подписал глава «Газпрома» Алексей Миллер, со стороны Нидерландов — президент N.V. Nederlandse Gasunie Марсел Крамер.
«Подписанное соглашение знаменует начало нового этапа сотрудничества с компанией Gasunie, — отметил Миллер. — Реализуя масштабные проекты, направленные на надежное газоснабжение европейских потребителей, мы сможем внести существенный вклад в обеспечение энергетической безопасности континента». Крамер добавил, что проект имеет огромное значение для обеспечения стабильного энергоснабжения Европы, особенно в условиях, когда собственная добыча в регионе падает, а спрос на газ как на самое чистое ископаемое топливо остается стабильно высоким. «Участие Gasunie в качестве четвертого партнера в Nord Stream подчеркивает широкий европейский масштаб этого проекта», — заявил глава голландской компании.
Участие голландской компании в СЕГ имеет простое объяснение: Нидерланды являются вторым в Европе после Германии торговым партнером нашей страны и первым по объему прямых накопленных инвестиций. В 2006 году объем взаимной торговли достиг $38,5 млрд и, по прогнозам, имеет шансы достичь в 2007 году $42 млрд (за первое полугодие он превысил $20 млрд). Совокупный объем накопленных нидерландских капиталовложений в российскую экономику на конец июня 2007 года достиг $34,5 млрд, причем на прямые инвестиции приходится свыше 85% этих средств.
Особенно активно развиваются деловые связи в топливно-энергетическом комплексе, включая газовый сектор.
Ради этих связей другим партнерам российской газовой монополии придется даже «подвинуться»: свою долю Gasunie получит за счет других акционеров Nord Stream, германских E.ON Ruhrgas и Wintershall Holding, доля каждой из компаний сократится на 4,5%. В результате сделки доли в Nord Stream AG распределятся следующим образом: «Газпром» — 51%, Wintershall Holding и E.ON Ruhrgas — по 20%, N.V. Nederlandse Gasunie — 9%.
«Газпром» в свою очередь получает опцион на выкуп 9% акций BBL Company, владеющей газопроводом, который соединяет Нидерланды и Великобританию.
Это означает, что так «Газпром» получает дополнительный выход и на британский рынок. Напомним, что полноценно это сделать газовой монополии не удается, поскольку политики Великобритании, как правило, выступают резко против прихода российских газовиков на британский розничный рынок.
Действительно, по мнению специалистов, привлекая Gasunie, «Газпром» расширяет возможности для своей экспансии в Европе. Реализация проекта СЕГ позволит увеличить экспортные объемы, а самое главное --пускать российский газ в обход таких ненадженых стран-транзитеров, как Украина и Белоруссия. Аналитики говорят, что изначальное присутствие в капитале Nord Stream AG немецких партнеров дает не только разделение финансовых и производственных рисков, но и гарантии стабильности цепочки «скважина--потребитель». А вхождение в проект еще и голландцев лишь укрепит эти гарантии.
Кроме того, для российской монополии важен внутренний рынок Нидерландов. «Вероятно, в дальнейшем «Газпром» рассчитывает выйти и на конечного потребителя в этой стране, — полагает аналитик ФК «Открытие» Наталья Мильчакова. — Еще недавно Gasunie была конкурентом «Газпрома» в Европе, а эта компания обслуживает в основном свой внутренний рынок природного газа».
«По нашим прогнозам, монополия будет поставлять Нидерландам порядка 7 млрд кубомеров газа в год (около 5–6% общих поставок западно-европейским потребителям)».
Мильчакова также отметила, что проект СЕГ выиграет от участия Gasunie еще и потому, что у этой компании в Европе отличная репутация. Учитывая активную нелюбовь к «Газпрому» в Евросоюзе, это может сыграть немаловажную роль. «Включение в проект Gasunie призвано сыграть психологическую роль для европейцев — ведь участие западной компании из развитой страны является гарантией современных и бесперебойных поставок, — объясняет эксперт. — Голландцы, в свою очередь, получают в лице «Газпрома» надежного долгосрочного партнера». Такое сотрудничество, по словам Мильчаковой, может помочь Нидерландам в дальнейшем, если голландская сторона захочет и далее работать с «Газпромом».