Власти не допустят подорожания хлеба перед грядущими выборами: в начале июля о перспективе госрегулирования цен на хлеб говорил министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, а глава Минэкономразвития Герман Греф в понедельник еще раз назвал зерновой рынок одним из слабых мест и сообщил президенту, что правительство готово к зерновой интервенции — продажам зерна из госрезерва для наполнения внутреннего рынка и сдерживания роста цен.
Эти и другие подобные заявления заставили игроков мирового зернового рынка заволноваться. Например, в понедельник Financial Times сообщила, что, по информации европейских зерновых трейдеров, Россия рассматривает возможность введения ограничений на экспорт зерна из-за роста внутренних цен на хлеб.
Эти опасения связаны с тем, что Россия является пятым мировым экспортером пшеницы.
«Намерения ввести ограничения озвучивались давно», — говорит ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрных рынков (ИКАР) Игорь Павенский. Пока, однако, непонятно, какие пошлины и на какие культуры будут вводиться. Эксперт считает, что если будет принято решение об ограничениях, то цены на пшеницу на мировом рынке однозначно вырастут — возместить Россию прямо сейчас некому. Правда, позже на рынок выйдут Казахстан и Канада, а в январе поступит зерно из Австралии и Аргентины. По словам исполнительного директора аналитического центра «Совэкон» Андрея Сизова, позиция России особенно заметна в экспорте пшеницы и ячменя, однако, если оценивать экспорт зерна в целом, включая кукурузу, Россия не такой крупный экспортер — на ее долю приходится около 5%.
Действия российских властей, прежде всего зерновые интервенции, могут негативно сказаться на положении производителей. Ограничительные меры не выгодны для крестьян, но выгодны для потребителей зерна — для мукомолов и комбикормщиков, отмечает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. «В прошлом году было собрано 78,6 млн тонн зерна и 45 млн тонн пшеницы, в этом году урожай составит больше, соответственно — 79 млн тонн и 47–48 млн тонн», — прогнозирует Павенский. По мнению эксперта, в случае принятия ограничений в следующем году возможны проблемы с урожаем, так как инвестировать в землю будут меньше. Дело в том, что из-за роста экспорта зерна инвесторы активно начали вкладывать в землю, производство зерна, говорит аналитик. Люди готовы вкладывать в землю — есть перспективы дальнейшего роста.
Однако сейчас в случае принятия ограничений все может остановиться.
Возможная мера по ограничению экспорта действительно обсуждается, говорит Злочевский. Создана рабочая группа с Минсельхозом, где отрабатывается этот вопрос, говорит он. На 11 сентября запланирована очередная встреча, на которой будут обсуждаться меры регулирования. Российский рынок сейчас достаточно сильно связан с мировым, и министерство считает, что в случае роста мировых цен на хлеб необходимо создать «ценовой буфер», иначе пострадают интересы потребителей, что в предвыборный год крайне нежелательно. Мировые цены на пшеницу достигли на прошлой неделе рекордного уровня, а ее запасы снизились до самого низкого уровня за последние 26 лет.
Эксперты призывают власти быть крайне осторожными при введении ограничительных действий. По словам Павенского, на Украине, где в прошлом году ввели пошлины, урожай падает и сейчас сложно найти положительные стороны таких мер.
Пока власти обдумывают возможность частичного запрета на экспорт пшеницы или введения запретительных экспортных пошлин для сокращения поставок за границу, экспортеры опасаются заключать контракты на ноябрь — декабрь. «Экспортеры не контрактуются дальше чем на октябрь — ожидают решения», — говорит Павенский. Сейчас на фоне неопределенности по поводу возможных ограничений уже недели три или четыре цены на зерно в России снижаются, говорит Сизов. Экспортеры резко снизили закупочную деятельность на внутреннем рынке. Если полтора-два года внутренний рынок двигался строго в фарватере мирового рынка, то сейчас он оторвался от мирового. Российский рынок идет вниз, мировой — вверх. «С одной стороны, снизилась закупочная активность экспортеров с другой стороны, активно поступает на рынок новый урожай — эти два фактора предопределили снижение цен на зерно, цены на муку стабилизировались две-три недели назад», — говорит Сизов.
Причины такого воздействия властей на зерновой рынок понятны — последнее время постоянно обсуждается реальное и мнимое повышение цен на хлеб, и у населения может появиться впечатление, что власти в предвыборный год не контролируют ситуацию. «Вопрос интервенции — это в первую очередь политический вопрос», — считает аналитик «Совэкона» Андрей Сизов. Действительно, по оценкам экспертов, цены на хлеб продолжают расти. Обычно они увеличиваются со скоростью, близкой к темпам инфляции, — около 10% год. Однако с июля прошлого года по июнь этого цены на хлеб выросли на 17%. По данным Росстата, за этот период в среднем цены выросли на 8,7%. Видимо, поэтому для того, чтобы сдержать цены в магазинах, власти согласны пожертвовать интересами целой отрасли.