О неприятных последствиях пользования популярным сервисом поминутной аренды автомобиля, который с размахом был запущен осенью 2015 года, «Газете.Ru» рассказал читатель Гарри Мурадян.
«Еще на этапе заключения договора с компанией я обратил внимание, что логотип «Делимобиля» очень похож на группу логотипов Московского транспорта, а на сайте «Делимобиля» я вдобавок увидел слоган компании — «Ваш личный общественный транспорт», — говорит Мурадян. — Эти два фактора ввели меня в заблуждение, что «Делимобиль» — общественный транспорт, а значит, на этих автомобилях можно ездить по выделенной полосе».
30 сентября Мурадян совершил поездку, в ходе которой в нарушение ПДД выезжал на полосу для общественного транспорта. «Уже на следующий день смутное чувство заставило меня перепроверить информацию у юристов, и я узнал, что по полосе общественного транспорта на прокатной машине двигаться нельзя, — вспоминает он. —
Я попенял на свою невнимательность и сразу же написал в службу поддержки «Делимобиля» в Telegram с просьбой предоставить данные СТС автомобиля, чтобы самостоятельно оплатить штрафы со скидкой 50% в отведенные для этого федеральным законодательством 20 дней.
Однако в службе поддержки сервиса мне сказали, что оплатить штраф может только собственник, и посоветовали обратиться к ним по почте. Во время почтовой переписки мне лишь подтвердили, что штрафы платит собственник, а «Делимобиль» снимает у меня с карты сумму, необходимую для погашения штрафов».
В следующий раз «Делимобиль» вышел на связь с клиентом только 19 октября.
«Компания выставила мне счет по шести штрафам на 3,3 тыс. руб. каждый, на общую сумму 19,8 тыс. руб.,
— говорит Мурадян. — В эту сумму помимо самих штрафов по 3 тыс. руб. каждый входила некая платная услуга, которая обошлась в 300 руб. с каждого штрафа». «Как объяснили в компании, это сервисный сбор, который «Делимобиль» взимает якобы за «сопровождение оплаты штрафа», — продолжает собеседник. — Хотя в чем именно заключается эта услуга и из чего складывается затратная часть, внятно так и не объяснили».
В тот же день «Делимобиль» все же предоставил клиенту данные СТС, хотя раньше отказывался сделать это.
«С момента нарушений как раз прошел уже месяц, — уточняет собеседник. — Тем самым мне не оставили никакой возможности оплатить эти штрафы со скидкой.
Получив номер СТС, я проверил через официальные портал госуслуг и портал ГИБДД, были ли на самом деле оплачены штрафы, как уверил меня сотрудник компании в переписке. Любопытно то, что ни на том, ни на другом сайте эти штрафы вообще не отображались, как если бы их просто не было.
Более того, каршеринговый сервис так и не смог показать мне сканы об оплате этих штрафов.
В ответ на все мои вопросы «Делимобиль» отправил мне очень любопытный фрагмент из 36-страничного договора, судя по которому компания вполне вправе оплатить штраф самостоятельно в течение 20 дней за 50% стоимости, но с клиента взять полную стоимость штрафа, а потом еще сверху 300 руб. добавить».
Мурадян полагает, что, поскольку «Делимобиль» работает по такой схеме со всеми клиентами, побочные доходы от штрафов могут быть существенны. «У меня есть все основания полагать, что только на моих штрафах «Делимобиль» заработал не менее 10 800 руб. (9 тыс. за счет скидки на штрафы + 1800 руб. в качестве комиссии)», — подсчитал он.
В «Делимобиле» «Газете.Ru» заявили, что не имеют технической возможности оплачивать штрафы в течение льготного периода.
«ГИБДД или иные уполномоченные органы государственной власти направляют изначально постановления об административных правонарушениях именно собственнику транспортных средств, — поясняет представитель сервиса Ашхен Петросян. — Затем собственник направляет оригиналы постановлений в «Делимобиль». После этого клиент получает уведомление на почту, которая указывалась им при регистрации и присоединении к договору. В абсолютном большинстве случаев в 20-дневный срок технически уложиться невозможно. Теоретически собственник может оплачивать штрафы в льготный период, но в действующей модели каршерингового бизнеса это сложновыполнимо».
Примечательно, что, по словам представителя компании, в случае с Мурадяном такая возможность имелась. «Однако г-н Мурадян не отреагировал на наше уведомление. Как выяснилось позже, он не проверял почту, указанную при регистрации в сервисе. Клиенту было направлено уведомление с документами на адрес электронной почты, указанный им в договоре, а также предложено поверить информацию об оплате штрафа через систему «Автокод», о чем имеются соответствующие подтверждения. В части неотображения информации на сайте ГИБДД или портале госуслуг «Делимобиль» комментарии дать не может», — поясняют в «Делимобиле».
Что касается сервисного сбора, то в компании уточнили, что он «включает в себя биллинговый платеж, плату за обработку и систематизацию штрафов, комиссию банков».
Однако Мурадян уверяет, что не получал ни уведомлений, ни подтверждения оплаты штрафных постановлений ни на один из своих почтовых ящиков, включая тот, который был указан им в договоре. На портале «Автокод», по его словам, штрафы за совершенные им нарушения также не отображаются. Теперь Мурадян намерен судиться с компанией, если та не отменит штрафы.
«Я подготовил досудебную претензию и вскоре отправлю ее им, — говорит он. —
Юристы мне разъяснили, что были нарушены мои гражданские права. Хотел добиться оплаты половины штрафов, но после такого вообще ничего им платить не хочу.
Штрафы я так и не оплачивал, поэтому сейчас каждый день они начисляют мне пени в размере 0,5% от суммы задолженности. Как бы ни разрешился спор, «Делимобилем» больше пользоваться точно не стану».
Напомним, что ранее «Делимобиль» уже оказывался в центре скандала, когда выставил клиенту счет за разбитый в ДТП автомобиль, превышающий стоимость новой машины. Тогда тысячи пользователей сервиса неожиданно выяснили, что им грозит серьезная финансовая ответственность, в случае если арендованная машина будет разбита по их вине. Клиенты обвинили компанию в расплывчатых формулировках в договоре и грозили начать пользоваться прокатными автомобилями компаний-конкурентов.
В итоге «Делимобиль», который долгое время настаивал на своей правоте, все же пошел на уступки и отменил высокие штрафы за повреждение машин.
Стоит отметить, что инвестор «Делимобиля» Винчецо Трани еще на старте проекта предрекал появление на столичном рынке большого количества конкурентов. В беседе с «Газетой.Ru» он отмечал, что борьба с новыми игроками за клиента будет вестись и в том, кто может предоставить потребителю более высокое качество и удобство услуги.
В то же время, пока крупнейшая столичная каршеринговая компания уже не в первый раз удивляет клиентов условиями аренды, в других компаниях потребителям идут навстречу, как минимум в вопросе оплаты штрафов на льготных условиях.
Так, в YouDrive, где зарегистрированы более 60 тыс. пользователей, оплатить штраф со скидкой можно. «У нас тоже собственник части автомобилей — лизинговая компания, — рассказала «Газете.Ru» представитель компании Мария Перекатова. — Но у нас с ними есть договоренность, которая позволяет оплачивать штрафы в течение льготного периода. Конечно, надо понимать, что крупные компании могут быть менее поворотливы в таких вопросах.
Недавно запущенный в Москве каршеринговый сервис BelkaCar, у которого пока есть лишь 100 автомобилей, также позволяет клиентам платить по штрафам со скидкой.
«Мы тут же оплачиваем штрафы со скидкой, и клиент погашает только 50% штрафа. Дополнительной комиссии у нас нет, — говорит «Газете.Ru» представитель сервиса Екатерина Макарова. — Но не исключаю, что в случае с «Делимобилем» собственник ТС присылает им штрафы в бумажном виде спустя 20 дней после нарушения, таким образом лишая возможности уплатить его со скидкой. Проблема может быть именно в процедуре: если очень много машин, то компания сама должна быть подключена к сервисам и оперативно узнавать о штрафных постановлениях. Давать возможность клиенту самому оплатить штраф — сложно, это дикий процессинг, но лишать его возможности сэкономить — не лояльно».